Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рытиковой Т.А.
судей Никитиной Г.Н., Курановой Л.А.,
с участием прокурора Довыденко Н.П.
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 11 августа 2015г. дело по апелляционной жалобе представителя зарегистрированного кандидата в Совета депутатов г. Новосибирска Горбачевой Т.В. по доверенности - Глушинского А.В. на решение Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 31 июля 2015г., которым в удовлетворении заявления Горбачевой Т.В. о признании решения N4/10 от 23 июля 2015г. окружной избирательной комиссии одномандатного округа N7 по выборам депутатов Совета депутатов г. Новосибирска шестого созыва о регистрации Терновых Е.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Новосибирска шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 незаконным и его отмене отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., объяснения представителя Горбачевой Т.В. - Кокарева И.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Терновых Е.Н. и его представителя Федоровой И.А., представителя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 7 по выборам депутатов Совета депутатов г. Новосибирска шестого созыва- Скобло О.В., заключение прокурора Довыденко Н.П., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов г. Новосибирска шестого созыва по одномандатному избирательному округу N7 Горбачева Т.В. через своего представителя по доверенности - Глушинского А.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного округа N 7 по выборам депутатов Совета депутатов г. Новосибирска шестого созыва от 23 июля 2015г. N 4/10 о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Новосибирска шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 Терновых Е.Н., ссылаясь на нарушение пункта "з" части 6.4 статьи 38 Федерального закона Новосибирской области от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно: все 144 подписи в представленных Терновых Е.Н. подписных листах должны быть признаны недействительными, поскольку все листы содержат неполные сведения о кандидате.
Так, форма подписного листа предусмотрена Приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 N 67-ФЗ и предполагает указание места работы кандидата и занимаемой им должности.
Из справки с места работы, представленной кандидатом, следует, что местом работы является Управление делами Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, должность - помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва С.Б. Дорофеева.
Сведения о фамилии депутата, помощником которого является кандидат, и созыве Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в подписных листах отсутствуют, т.е. обязательные сведения о кандидате указаны не в полном объеме.
Сведения о конкретном депутате, по мнению заявителя, имеют существенное значение и могут повлиять на волеизъявление избирателей при проставлении подписей в поддержку выдвижения кандидата, поскольку позволяют определить политические взгляды кандидата, предположить его возможную деятельность в случае избрания.
Судом первой инстанции в удовлетворении требований заявителя отказано.
С решением суда не согласен представитель заявителя Горбачевой Т.В. - Глушинский А.В.
В апелляционной жалобе указывает, что утверждение суда о том, указание места работы и должности в подписных листах идентичны указанному в трудовой книжке не соответствует обстоятельствам и материалам дела: в справке с места работы указала должность "помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва С.Б. Дорофеева", в трудовой книжке - "помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
При этом утверждении суд сослался на положения 2.5 Постановления ЦИК РФ N 9/60-II от 18 августа 1995, Постановления Правительства Российской Федерации N 225 от 16 апреля 2003.
Кроме того, судом не применены нормы материального права: статья 68 Трудового кодекса Российской Федерации, специальные нормы части 2, 5 статьи 38 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 10 "Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 N 225.
Т.е.,первичным документом, определяющим, в частности наименование должности работника, является приказ (распоряжение) работодателя, записи в трудовой книжке производны и должны соответствовать этому приказу, в случае, если наименование должности в приказе и трудовой книжке не идентичны, следует руководствоваться приказом.
Вместе с тем, в материалах дела имеется приказ N 04-л от 24 января 2012 и справка с места работы, в которых должность кандидата указана как "помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва С.Б. Дорофеева", в связи с чем, у суда не имелось оснований считать правильным и полным наименование должности, указанное в подписных листах.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" помощники по работе в Государственной Думе и по работе на соответствующей территории имеют разный правовой статус и выполняют разные функции.
Помощник депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории "помощники (советники)", замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Законодательство о государственной гражданской службе распространяется на таких помощников в полном объеме. В то же время помощник по работе на определенной территории (в данном случае в Новосибирской области) федеральным государственным гражданским служащим не является и соответствующее законодательство на него не распространяется.
Данные различия обусловливают необходимость указания в подписных листах соответствующих сведений.
Кандидат Терновых Е.Н. не указал, что он является помощником депутата по работе в Новосибирской области, как о том указано в приказе от 24 января 2012г.
На данную апелляционную жалобу поступили возражения от прокурора, участвующего в деле и заинтересованного лица Терновых Е.Н, в которых просят решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Недействительными в силу подпунктов "з" и "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, а также если форма подписного листа не соответствует требованиям федерального законодательства.
Аналогичные требования содержатся в законе Новосибирской области от 07.12.2006 г. N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в НСО".
Согласно ч. 5 ст. 39 закона НСО N 58-ОЗ от 07.12.2006 г. "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в НСО" подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону об основных гарантиях.
13 сентября 2015 года в соответствии с решением Совета депутатов города Новосибирска N 1393 от 24.06.2015 г. назначены выборы в Совет депутатов города Новосибирска.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного округа N 7 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва N 5\14 от 26 июля 2015 года Горбачева Т.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 7.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного округа N 7 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва N 4\10 от 23 июля 2015 года Терновых Е.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 7.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения окружной избирательной комиссии одномандатного округа N 7 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва о регистрации кандидата Терновых Е.Н.
Доводы апеллянта о том, что все подписные листы, представленные Терновых Е.Н. на регистрацию, содержат неполные сведения о кандидате, являются незаконными, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Из приложения N 5 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что федеральный законодатель предписывает кандидату в депутаты указывать место работы, занимаемую должность или род занятий кандидата в депутаты.
В указанной графе подписных листов Терновых Е.Н. записано: "Управление делами Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области - помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Из копии трудовой книжки на имя Терновых Е.Н. следует, что 22.12.2011 года он принят на должность помощника депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации на полной основе по срочному трудовому договору, и работает в указанной должности по настоящее время (л.д. 12-19).
В сведениях биографического характера кандидата в депутаты, представленных в окружную избирательную комиссию, Терновых Е.Н. указал аналогичное место своей работы и замещаемую им должность (л.д. 20,21).
Из справки, предоставленной кандидатом Терновых Е.Н. в окружную избирательную комиссию, в целях подтверждения своего места работы, место работы и должность указаны аналогичные.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые подписные листы соответствуют форме подписных листов, требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан Российской Федерации", закона Новосибирской области от 07.12.2006 г. N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в НСО", т.к. место работы и замещаемая кандидатом Терновых Е.Н. должность, указанные во всех представленных им в окружную избирательную комиссию документах, в том числе в его трудовой книжке, которая в силу ст. 66 Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. N 225, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, совпадают с данными, указанными в подписных листах полностью и соответствуют действительности, а потому оснований для признания недействительными подписей избирателей в подписных листах не имеется.
Довод апеллянта о неполноте сведений, указанных Терновых Е.Н. в подписных листах, а именно об отсутствии сведений о фамилии депутата, помощником которого является кандидат и созыве Государственной Думы Федерального Собрания РФ, является несостоятельным.
Судебная коллегия отмечает, что согласно разделу 3 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.2002 г. N 1574 под кодом 03-2-3-032 значится должность "помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие фамилии депутата, помощником которого является Терновых Е.Н. и отсутствие указания на то, что он работает помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ именно шестого созыва не свидетельствует о нарушении формы подписных листов и не может являться основанием для признания недействительными подписей избирателей.
Ссылка апеллянта о том, что суд не принял во внимание приказ о приеме на работу Терновых Е.Н., не является основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку, как пояснил Терновых Е.Н. в суде апелляционной инстанции с данным приказом он ознакомлен не был, а потому не располагал данными, как его должность указана в приказе, доказательств обратного, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о необоснованном применении судом положений Постановления ЦИК России от 18.08.1995 года N 9\60II "О Разъяснениях о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутых в одномандатных избирательных округах, и кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками в федеральном избирательном округе" не состоятельны.
Доводы апеллянта о том, что Терновых Е.Н. не указал, что он является помощником депутата по работе в Новосибирской области, как это указано в приказе от 24 января 2012 года, судебной коллегией не принимаются во внимание и не рассматриваются в силу части 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в заявлении, поданном в Заельцовский районный суд г. Новосибирска представителем Горбачевой Т.В. - Глушинским А.В., данное обстоятельство не приводилось в качестве оснований для отмены регистрации кандидата Терновых Е.Н..
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что подписные листы соответствуют форме подписных листов, требованиям Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан Российской Федерации", и закона НСО от 07.12.2006 года N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в НСО" является законным.
Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Горбачевой Татьяны Вячеславовны об отмене решения N 4\10 от 23.07.2015 г. окружной избирательной комиссии по одномандатному округу N 7 по выборам депутатов Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва о регистрации Терновых Егора Николаевича кандидатом в депутаты Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 7 является законным, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установлено.
В апелляционной жалобе апеллянт выражает несогласие с правовой оценкой и выводами суда, однако это не может повлечь отмену судебного постановления.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 31 июля 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Горбачевой Т.В. - Глушинского А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.