Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Ивановой О.Д.,
судей - Сударьковой Е.В., Макурина В.М.,
при секретаре - Васютиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В., гражданское дело по заявлению Хохлова "данные изъяты" о признании действий Министерства образования и науки Красноярского края об истребовании документов незаконными,
по апелляционной жалобе Хохлова "данные изъяты",
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 мая 2015 г., которым постановлено:
"Хохлову "данные изъяты" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Министерства образования и науки Красноярского края по истребованию документов подтверждающих факт отсутствия родительского попечения до достижения совершеннолетия, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хохлов А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства образования и науки Красноярского края об истребовании от него документов, подтверждающих факт отсутствия родительского попечения до достижения совершеннолетия. Свои требования истец мотивировал тем, что является ребенком, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не имеющим жилого помещения. В целях реализации, предусмотренного законом права на обеспечение жилым помещением, неоднократно обращался к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, однако по непонятной причине ответчик не принимает к рассмотрению заявления, ссылаясь на отсутствие всех необходимых документов.
12 ноября 2014 года он вновь обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет нуждающихся по категории детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В ответе от 24 ноября 2014 года за N 75-14196 ответчик указал, что для рассмотрения вопроса о постановке не учет, необходимо представить документы подтверждающие факт отсутствия родительского попечения до достижения совершеннолетия. Полагает, что ответ является незаконным, так как требование предоставить указанные документы было предметом судебного разбирательства и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19.05.2014 г признано незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Хохлов А.А. просит об отмене принятого по делу решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что вступившим в законную силу решением суда требования ответчика уже было признано незаконным и Министерство образования и науки Красноярского края не вправе повторно их требовать.
В судебном заседании истец Хохлов А.А. поддержал предъявленные требования, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе полностью по указанным выше основаниям.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства образования Красноярского края не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Неисполнение представителем ответчика процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п.1 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. "О защите прав ребенка" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании представленных документов, перечень которых приведен в п. 5.Для включения в список законные представители, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют а уполномоченный орган местного самоуправления документы, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящей статьи. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган местного самоуправления документы, указанные в подпунктах "г" - "и" пункта 5 настоящей статьи.
Уполномоченные органы местного самоуправления запрашивают с использованием межведомственного информационного взаимодействия документы (содержащиеся в них сведения), указанные в подпунктах "г" - "и" пункта 5 настоящей статьи, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами края, муниципальными правовыми актами, если указанные документы не представлены законными представителями, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по собственной инициативе (п.6).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Хохлов А.А. обратился в Министерство образования и науки Красноярского края 18.03.2013 г. с заявлением о включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Министерством образования и науки Красноярского края Хохлову А.А. в письмах от 27.03.2013г., от 16.04.2013г., от 07.10.2013г. было предложено представить недостающие документы, в том числе подтверждающие факт отсутствия родительского попечения до достижения им совершеннолетия. Данное требование заявителем было оспорено в судебном порядке. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 19.05.2014 г., требования Министерства образования и науки Красноярского края о предоставлении Хохловым А.А. для решения вопроса о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, документа, подтверждающего невозможность его проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: Иркутская область, г.Братск, ул.Комсомольская, 40-16; документа, подтверждающего факт отсутствия родительского попечения до достижения им совершеннолетия, признаны незаконными.
12.11.2014г. Хохловым А.А. вновь подано заявление в Министерство образования и науки Красноярского края, в котором он просил включить его в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
24.11.2014г. Министерством образования и науки Красноярского края Хохлову А.А. дан ответ за N75-14196, в котором указано, что в учетном деле отсутствуют документы, предусмотренные Законом о защите прав ребенка: справка органа местного самоуправления г.Братска о наличии (отсутствии) заключенного с Хохловым А.А. и его матерью договора социального найма жилого помещения или копии договора социального найма жилого помещения; документы, подтверждающие факт отсутствия родительского попечения до достижения совершеннолетия. В связи с этим с целью решения вопроса о включении Хохлова А.А. в Список Министерством в 2013 году направлены письма в управление образования администрации Кировского района г.Красноярска с просьбой представить указанные документы. До настоящего времени документы в адрес Министерства не поступили, в связи с чем Министерством вновь направлено письмо в администрацию Кировского района г.Красноярска о предоставлении недостающих документов. После получения необходимых документов будет принято решение по вопросу о включении Хохлова А.А. в список детей-сирот, о котором заявитель будет извещен дополнительно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Хохлову А.А., суд пришел к обоснованному выводу о том, что права истца оспариваемым ответом не нарушены, поскольку Министерство образования Красноярского края, воспользовавшись своим правом, самостоятельно направило соответствующие запросы в компетентные органы об истребовании недостающих документов. Решения об отказе в постановке на учет ответчиком не принималось. Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что права истца на стадии подготовки учетного дела к рассмотрению не нарушены, что является основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
При необоснованном отложении рассмотрения заявления истца, Хохлов вправе посредством избрания иного способа оспорить действия ответчика в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда мотивированы и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельным основанием для отмены принятого по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Хохлова "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.