Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Быстровой М.Г.
судей - Тихоновой Ю.Б., Михайлинского О.Н.
при секретаре - Чикун О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Ю.Б.
гражданское дело по иску Лаврентьева В.Н., Лаврентьевой С.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Хрущева А.С., Лаврентьева К.В., Лаврентьева С.В., к ТУ Росимущества в Красноярском крае, ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Красноярскому краю", МЧС России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе Лаврентьева В.Н., Лаврентьевой С.В.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 03 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Лаврентьева В.Н., Лаврентьевой С.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Хрущева А.С., Лаврентьева К.В., Лаврентьева С.В., к ТУ Росимущества в Красноярском крае, ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Красноярскому краю", МЧС России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставить без удовлетворения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лаврентьев В.Н., Лаврентьева С.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Хрущева А.С., Лаврентьева К.В., Лаврентьева С.В., обратились в суд с иском к администрации г. Красноярска, Сибирскому региональному центру МЧС России о признании права собственности на жилое помещение, "адрес", в порядке приватизации.
Требования мотивировали тем, что "дата" между Сибирским региональным центром МЧС России и Лаврентьевым В.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым истцу и членам его семьи было передано во владение и пользование указанное жилое помещение в связи с осуществлением трудовой деятельности в качестве спасателя. "дата" Лаврентьеву В.Н. было предложено перезаключить договор найма служебного жилого помещения. Однако истцы полагают, что они имеют право на заключение договора социального найма жилого помещения, по следующим основаниям. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Спорная квартира не имеет статус служебной, поскольку сведения об этом отсутствуют в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на квартиру, согласно которому квартира находится в оперативном управлении Сибирского регионального центра МЧС России, ограничений и обременений права не зарегистрировано. В договоре найма специализированного жилого помещения, заключенного с истцом, не указано, на основании какого решения уполномоченного органа квартира отнесена к специализированному жилищному фонду. Ответчик ухудшил их жилищные условия, предоставив взамен ранее занимаемого жилого помещения на условиях договора социального найма спорное служебное жилое помещение. Кроме того, истец отработал в Сибирском региональном центре более 20 лет, что наряду с другими указанными обстоятельствами дает истцам право ставить вопрос о передаче жилого помещения в собственность в порядке ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В ходе рассмотрения дела судом произведена замена ненадлежащих ответчиков администрации г. Красноярска, Сибирского регионального центра МЧС России на надлежащих - ТК Росимущества в Красноярском крае, ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Красноярскому краю", кроме того, к участию в деле в качестве соответчика привлечено МЧС России.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лаврентьев В.Н., Лаврентьева С.В.ставят вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенное с нарушением норм материального права, исковые требования удовлетворить. Указывают, что до вселения в спорную квартиру истцы проживали в квартире по адресу: "адрес", которая была предоставлена им на условиях договора социального найма. В "дата" семье предложили сдать квартиру и переселиться в квартиру по адресу: "адрес". При заключении договора найма Лаврентьеву В.Н. было разъяснено, что эту квартиру его семья сможет приватизировать. Оснований сомневаться в этом у истцов не было, поскольку большая часть квартир в доме "адрес" приватизирована, а дом был выстроен на государственные средства для работников МЧС. Квартира, которую занимали истцы, предоставлялась им на праве бессрочного пользования, а впоследствии им была предоставлена служебная квартира, которую они могут занимать только на время трудовых отношений, что является прямым нарушением прав на жилище. Указывает, что в надлежащем порядке в качестве служебного жилья спорная квартира не зарегистрирована, что свидетельствует о нарушении порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела, не предоставивших в суд доказательств уважительности своей неявки.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, заслушав пояснения Лаврентьевой С.В., представителя ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Красноярскому краю" - Васильченко Ж.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, квартира "адрес" числится в реестре федерального имущества, право собственности зарегистрировано "дата", закреплено на праве оперативного управления, назначение - служебное помещение (квартира).
Приказом Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России от "дата" N квартира N в доме "адрес" включена в специализированный жилой фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
"дата" между Сибирским региональным центром МЧС России (наймодатель) и Лаврентьевым В.Н. (наниматель) заключен договор N найма служебного жилого помещения со спасателем, в соответствии с которым наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из квартиры N в доме "адрес", для временного проживания (п.1). Жилое помещение предоставляется в связи с осуществлением трудовой деятельности в качестве спасателя (п.2). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена Лаврентьева С.В., сын жены Хрущев А.С., сыновья нанимателя Лаврентьев К.В. и Лаврентьевы С.В. (п.4). Договор заключен на время работы Лаврентьева В.Н. в ФГУ СРПСО МЧС России (п.5).
Распоряжением ТУ Росимущества в Красноярском крае от "дата" N прекращено право оперативного управления Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на недвижимое имущество, "адрес". Указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Красноярскому краю".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходя из того, что на момент предоставления спорного жилого помещения истцам, оно было отнесено к специализированному жилищному фонду, пришел к правильному выводу о том, что спорная квартира в силу ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации не подлежит, в связи с чем, обоснованно не нашел законных оснований для признания за истцами права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Судебная коллегия данные выводы суда считает правильными, поскольку они основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорное правоотношение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в надлежащем порядке в качестве служебного жилья спорная квартира не зарегистрирована, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 131 ГК РФ, отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду не подлежит обязательной государственной регистрации в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав на жилище, основанные на том, что до заключения договора найма служебного жилого помещения на спорную квартира, на праве договора социального найма истцы имели право пользования квартирой по адресу "адрес", на правильность выводов суда об отказе в удовлетворении исковых требований не влияют, поскольку Лаврентьевы добровольно отказались от права пользования жильем по договору социального найма, заключив договор найма служебного жилого помещения большей площадью.
Доводы истцов о том, что при заключении договора найма служебного жилого помещения им было разъяснено право приватизации, опровергаются материалами дела и содержанием заключенного истцами договора.
Иные доводы апелляционной жалобы Лаврентьева В.Н., Лаврентьевой С.В. по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 03 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаврентьева В.Н., Лаврентьевой С.В. без удовлетворения.
Председательствующий: Быстрова М.Г.
Судьи: Михайлинский О.Н.
Тихонова Ю.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.