Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Мирончика И.С., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В., гражданское дело по заявлению Едигарова М.М. об оспаривании решения призывной комиссии Сухобузимского района и действий отдела военного комиссариата Красноярского края по Сухобузимскому району,
по апелляционной жалобе Едигарова М.М. на решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 25 мая 2015 года, которым постановлено:
"Едигарову М.М. в удовлетворении заявления об оспаривании решения призывной комиссии Сухобузимского района и действий отдела военного комиссариата Красноярского края по Сухобузимскому району -отказать в полном объеме",
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Едигаров М.М. обратился с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Сухобузимского района о призыве Едигарова М.М. на военную службу и действий отдела военного комиссариата Красноярского края по Сухобузимскому району по вынесению заключения о категории годности Едигарова М.М. к военной службе, мотивируя тем, что оспариваемые решения и действия были совершены в нарушение норм действующего законодательства, в результате которых, на последнего была незаконно возложена обязанность прохождения военной службы. Считает, что в соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 7 декабря 2012 года N1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", военные комиссариаты субъектов РФ не имеют филиалов и представительств, однако военным комиссариатом Красноярского края не были внесены изменения в ЕГРЮЛ с целью исключения сведений о филиалах, к которым относится отдел военного комиссариата Красноярского края по Сухобузимскому району. В этой связи, Едигаров М.М. полагает, что деятельность отдела военного комиссариата противоречит действующему законодательству и является незаконной, а потому решение призывной комиссии о его призыве заявителя на военную службу, а также действия отдела по вынесению заключения о категории годности к военной службе, были совершены в нарушение норм действующего законодательства. Просил признать решение призывной комиссии Сухобузимского района от 08 апреля 2015 года о призыве Едигарова М.М. на военную службу и действия отдела военного комиссариата Красноярского края по Сухобузимскому району от 08 апреля 2015 года по вынесению заключения о категории годности Едигарова М.М. к военной службе незаконными.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Едигаров М.М. просит решение отменить, ссылаясь на доводы и обстоятельства, изложенные в заявлении, а также на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на то, что в состав призывной комиссии Сухобузимского района входит один врач, тогда как в соответствии с п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе медицинское освидетельствование проводят как минимум 7 врачей-специалистов. Решение призывной комиссии может быть принято только на основе категории годности, вынесенного по результатам медицинского освидетельствования.
Участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Едигарова М.М. - Забоева И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст.22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе). На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется на основании указов Президента Российское Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют {призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации создается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Статьей 27 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что в состав призывной комиссий включаются: по согласованию глава местной администрации, или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии, должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа управления образованием; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы). В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.
Согласно Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положения о призыве на военную службу), призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации (п. 2).
Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (п. 3).
Призывники подлежат обязательном медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (п.5).
Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами а также в удостоверение |гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 13).
При наличии-основании, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочит от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (п. 17).
В силу п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565, организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии. Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лаборатории, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях указанных в п.1 настоящего Приложения.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574.
Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565, по результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Едигаров M.M. 23 января 1989 года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: Красноярский край, "адрес".
Призывная комиссия Сухобузимского района была организована в соответствии с Распоряжением Губернатора Красноярского края от 30 марта 2015 года N 140-рг, "Об организации призыва граждан 1988 - 1997 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в апреле - июле 2015 года", которым утвержден состав комиссии по Сухобузимскому району согласно приложению N 2.
Из учетной карты призывника Едигарова М.М. следует, что он прошел медицинское освидетельствование, сдал необходимые анализы, был осмотрен врачами-специалистами. По результатам медицинского освидетельствования, на основании заключений врачей-специалистов, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, выдал заключение об установлении Едигарову М.М. категории годности к военной службе Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии от 08 апреля 2015 года, на основании данного заключения решением призывной комиссии постановлено призвать Едигарова М.М. на военную службу, предназначить в ЖДВ, единогласно.
Также Едигарову М.М. была вручена повестка о явке в отдел военного комиссариата 26 мая 2015 года на сборный пункт для прохождения военной службы.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что решение о призыве Едигарова М.М. на военную службу было принято призывной комиссией в соответствии с предоставленными ей полномочиями, после определения категории годности к военной службе на основании медицинского освидетельствования заявителя, проведенного в соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе.
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела и сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При этом судом первой инстанции были правомерно отклонены доводы стороны заявителя о том, что деятельность отдела военного комиссариата по Сухобузимскому району противоречит действующему законодательству, мотивированные ссылкой на пункт 8 Указа Президента РФ от 07 декабря 2012 года N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", которым предусмотрено отсутствие у военных комиссариатов субъектов РФ филиалов и представительств, а также то, что на момент принятия решения о призыве заявителя на военную службу, Военным комиссариатом Красноярского края не было принято мер к исключению из Единого государственного реестра юридических лиц сведений об отделе как филиале Военного комиссариата.
Как следует из уведомления Межрайонной ИФНС России N 17 по Красноярскому краю от 08 апреля 2010 года, Отдел военного комиссариата Красноярского края по Сухобузимскому району был поставлен на учет как обособленное подразделение Военного комиссариата Красноярского края.
Во исполнение п. 10 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года N 1609, Военным комиссариатом Красноярского края был издан приказ от 22 марта 2013 года N 116 об утверждении Положения об отделе военного комиссариата Красноярского края по Сухобузимскому району, муниципальном, 3 разряда.
Названным Положением определены основные принципы создания отдела, его подчиненность, задачи, содержание и обеспечение, а также порядок взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований.
Кроме того, из Положения об отделе военного комиссариата Красноярского края по Сухобузимскому району видно, что отдел является структурным подразделением военного комиссариата Красноярского края. Целью создания отдела является, в том числе обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности. К основным задачам отдела отнесены, в том числе: организация и осуществление воинского учета граждан, проведение мероприятий по медицинскому осмотру граждан для принятия решения призывной комиссией о призыве их на военную службу, иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Ссылка стороны заявителя на представленную в дело выписку из ЕГРЮЛ, согласно которой ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" имеет филиал по адресу: с. Сухобузимское, ул. Комсомольская, 35, какого-либо правового значения не имеет, поскольку в выписке не содержится наименование филиала, из нее не усматривается, что этим филиалом является отдел военного комиссариата.
При этом отсутствие сведений об исключении отделов военного комиссариата в качестве филиалов Военного комиссариата Красноярского края не влияет на правоспособность юридического лица, установленную законом, данных о том, что оно исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы требования закона о порядке проведения медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации при призыве на военную службу выполнены в полном объеме. Заявитель прошел необходимые освидетельствования, а требуемые медицинские исследования ему проведены в установленные сроки.
Медицинское заключение о категории годности Езупенок А.В. к военной службе было сделано врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, являющимся членом призывной комиссии в соответствии с Распоряжением Губернатора Красноярского края от 30 марта 2015 года N 140-рг, "Об организации призыва граждан 1988 - 1997 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в апреле - июле 2015 года". При этом категория годности была определена по результатам проведенного в установленном порядке медицинского освидетельствования, на основании заключений врачей-специалистов.
Ссылаясь в своем заявлении на допущенные, по его мнению, нарушения при проведении медицинского освидетельствования, заявитель сами выводы медицинского заключения о его годности по состоянию здоровья к военной службе не оспаривал. Доказательств, подтверждающих наличие у него заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, в частности, заключения независимой военно-врачебной экспертизы, полученного в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года N 574, не представил.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 25 мая 2015 года - без изменения, а апелляционную жалобу Едигарова М.М.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.