Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Сударьковой Е.В.
при секретаре Золототрубовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по исковому заявлению Митягиной Е.П. к администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения
по апелляционным жалобам администрации г.Красноярска, представителя Митягиной Е.П. - Фомина В.Н.
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 27 мая 2015 года, которым постановлено:
Обязать администрацию г.Красноярска предоставить Митягиной Е.П. и Митягиной Л.Е. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. общей площади жилого помещения.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Митягина Е.П., действующая в своих интересах и в интересах Митягиной Л.Е. обратилась в суд с иском к администрации г.Красноярска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что она и ее дочь Митягина Л.Е., "данные изъяты", состоят на учет нуждающихся в жилом помещении в администрации Ленинского района г.Красноярска с 11.01.2000 года составом семьи - 2 человека. Ее дочь Митягина Л.Е. состоит на диспансерном учете в психоневрологическом диспансере ( "адрес"), по состоянию здоровья она подпадает под действие Постановления Правительства РФ N378 от 16.06.2006 года "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", имеет право на дополнительную жилую площадь.
В настоящее время они проживают в жилом помещении по адресу: "адрес" на условиях аренды, своего жилья не имеют. До настоящего времени жильем не обеспечены, в связи с чем истица просила обязать администрацию г. Красноярска предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма с учетом права дочери на дополнительную жилую площадь.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истицы Фомин В.Н. просит изменить решение суда, указав, какое конкретно жилое помещение должно быть предоставлено истице, из скольких комнат, с указанием общей площади жилого помещения, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе на решение суда администрация г.Красноярска просит решение отменить как незаконное, ссылаясь на то, что орган местного самоуправления не наделен полномочиями по обеспечению инвалидов жилыми помещениями и соответствующим финансированием на эти цели. Социальная поддержка по обеспечению жильем граждан осуществляется в форме предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан, согласно положений ст.5 Закона Красноярского края от 25.03.2010 года N10-4487 "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета. Учитывая, что истица встала на учет до 01.01.2005 года, обеспечение жилым помещением должно быть осуществлено в соответствии с указанными нормами закона, не предусматривающими обязанность органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения истице.
Проверив материалы дела, заслушав Митягину Е.П., ее представителя Фомина В.Н. (доверенность от 21.11.2013 года), поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г.Красноярска Бахареву Е.А. (доверенность от 22.12.2014 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч.1, п. 3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 17 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ").
В силу частей 1, 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, в силу приведенных норм жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанными таковыми органом местного самоуправления, и признанными нуждающимися в жилых помещениях, т.е. для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда необходима совокупность двух приведенных условий.
Иным же категориям, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в силу ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.49).
Как установлено судом первой инстанции, Митягина Е.П. и ее дочь Митягина Л.Е. на настоящий момент проживают на основании договора аренды жилого помещения по адресу: "адрес" ни по договору социального найма ни в собственности жилого помещения не имеют.
Как следует из справки серии N ФГУ "ГБ МСЭ по Красноярскому краю" Минтруда России бюро N 6, Митягиной Л.Е. установлена I группа инвалидности с причиной "инвалид с детства" бессрочно. Согласно справкам КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 1" Митягина Л.Е. по состоянию здоровья подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N3 78 и Постановления Правительства от 21.12.2004 N817, имеет право на дополнительную жилую площадь, код заболевания "данные изъяты"
Указанное заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N378.
Решением Свердловского районного суда г.Красноярска от 19.07.2013 года Митягина Л.Е., "данные изъяты", признана недееспособной. Распоряжением администрации Свердловского района в г.Красноярске от 05.09.2013 года N840 Митягина Е.П. назначена опекуном Митягиной Л.Е.
Распоряжением администрации Ленинского района в г. Красноярске от
11.01.2000 года N402 истицы приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по списку
инвалидов.
Таким образом, имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что истцы в собственности жилья не имеют, нанимателями жилого помещения на условиях договора социального найма жилья не являются, признаны в установленном до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации порядке имеющими право на предоставление жилого помещения, Митягина Л.Е. страдает одной из тяжелых форм хронических заболеваний. Внеочередное право истца Митягиной Л.Е. на обеспечение жильем до настоящего времени не реализовано, несмотря на то, что истцы поставлен на учет в 2000 году по списку инвалидов, распоряжением администрации Ленинского района г.Красноярска от 11.02.2015 N186 Митягина Л.Е. включена в список граждан на внеочередное предоставление жилого помещения из числа лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Митягиной Е.П., возложив на администрацию г. Красноярска обязанность по предоставлению истице и ее дочери по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м., установленной Постановлением администрации г. Красноярска от 14.04.2005 N192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска", с учетом права истицы на дополнительную жилую площадь.
Доводы ответчика о том, что орган местного самоуправления не наделен полномочиями по обеспечению инвалидов жилыми помещениями, а также о том, что Митягины могут быть обеспечены жильем в соответствии с Законом Красноярского края от 25.03.2010 N10-4487 "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.." в форму субсидии, исследовались судом первой инстанции, который обоснованно указал, что Митягина Е.П. просит обязать обеспечить ее с дочерью жильем не по категории "инвалиды", а в связи с тем, что Митягина Л.Е. страдает одной из форм тяжелых заболеваний.
Так, частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации ".
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Как правильно указал суд первой инстанции, предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы представителя Митягиной Е.П. - Фомина В.Н. об указании в решении характеристик предоставляемого жилого помещения (количество комнат, общая площадь), судебной коллегией во внимание не принимаются, так как в решении указано на право истицы на жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 30 кв.м. общей площади жилого помещения, с учетом нормы предоставления, установленной Постановлением администрации г.Красноярска от 14.04.2005 года N 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной площади жилого помещения на территории г.Красноярска". Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на право Митягиной Л.Е. на дополнительную жилую площадь.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, направленные на оспаривание выводов суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для возложения обязанности на администрацию г.Красноярска предоставить жилое помещение Митягиным по договору социального найма с учетом нормы предоставления и права Митягиной Л.Е. на дополнительную жилую площадь, судебная коллегия не может признать состоятельными, так как они основаны на неверном толковании норм материального закона, регулирующих спорные правоотношения сторон.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 27 мая 2015 года оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения "с учетом права Митягиной Л.Е. на дополнительную жилую площадь", апелляционные жалобы представителя истицы Фомина В.Н., администрации г.Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.