Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Шушкевич О.В., Лутфуллоевой P.P.,
при секретаре Нечет Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Микурова С.Д. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 15 июня 2015 года по иску Микурова С.Д. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области о зачете в выслугу лет в льготном исчислении периода военной службы.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, представителей ответчика Комелину И.В., Файрушину Ю.Р., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Микуров СВ. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области (далее - УФСКН России по Челябинской области) о зачете в выслугу лет в льготном исчислении периода военной службы из расчета один месяц службы за три месяца.
В обоснование заявленных требований Микуров СВ. сослался на то, что проходил военную службу по призыву, в период с 30 декабря 1994 года по 01 августа 1995 года принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Считает, что имеет право на зачет данного периода в выслугу лет на льготных условиях из расчета один день за три дня в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О борьбе с терроризмом". При включении данного периода в выслугу лет в льготном исчислении он приобретет право на получение пенсии в большем размере.
Истец Микуров СВ. участие в судебном заседании не принимал.
Представитель ответчика УФСКН России по Челябинской области Комелина И.В. исковые требования не признала.
?л
Суд принял решение об отказе Микурову СВ. в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Микуров СВ. просит решение суда отменить ввиду нарушения норм материального права. Указывает на то, что принимал участие в боевых действиях, о чем имеются записи в его военном билете.
Истец Микуров СВ. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Из материалов дела следует, что Микуров СВ. в период с 24 мая 1994 года по 09 декабря 1995 года проходил военную службу по призыву, при этом с 30 декабря 1994 года по 01 августа 1995 года осуществлял боевые задачи на территории Чеченской Республики, что подтверждается записью в военном билете.
С 08 апреля 1996 года истец проходил службу в органах внутренних дел, 31 июля 2003 года был уволен со службы по сокращению штатов, с 01 августа 2003 года проходил службу в органах наркоконтроля, 12 февраля 2015 года был уволен по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии. На день увольнения со службы выслуга лет Микурова СВ. составила **** года **** месяца **** дней, в календарном исчислении - **** лет **** месяца **** дней, в льготном исчислении - **** года **** месяцев **** дней. Период военной службы по призыву с 24 мая 1994 года по 09 декабря 1995 года был засчитан в выслугу лет истца в календарном исчислении.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно исходил из того, что включение периода военной службы по призыву в льготном исчислении производится при определении продолжительности общего трудового стажа, а не специального стажа по выслуге лет, включение в выслугу лет истца периода службы по призыву в календарном исчислении является правомерным.
Данные выводы судебная коллегия находит правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Указанным законом предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в ст. 1 этого Закона. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 Закона).
Между тем, ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, где предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (п. 5).
В соответствии с ч. 10 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях", ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Согласно п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях в компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" при применении ч. 2 ст. 2
Закона "О дополнительных гарантиях в компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажадля назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются приходящими военную службу в действующей армии.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях в компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, период выполнения истцом специальных задач в зоне чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) на территории Чеченской Республики с 30 декабря 1994 года по 01 августа 1995 года в период прохождения срочной военной службы не подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, которые были проверены судом, и не могут служить основанием для отмены решения суда, так как основаны на неправильном понимании норм материального права. В п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, на который ссылается заявитель, не содержится указаний о том, что во всех случаях военная служба по призыву подлежит зачету в выслугу лет на льготных условиях. Данных о том, что истец в спорный период относился к лицам, имеющим право на льготное исчисление выслуги (например, участвовал в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и т.п.), в материалы дела не представлено.
Как правильно отмечено в обжалуемом решении суда, общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - льготном исчислении в трудовой стаж.
Доводы жалобы сводятся по своей сути к переоценке представленных суду доказательств, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Микурова С.Д. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.