Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по г. Москве - Петровской В.В. по доверенности, поступившую 22 июля 2015 года, на решение Тверского районного суда города Москвы от 17 июня 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 января 2015 года по делу по иску Соколова О.Ю. к ГУ МВД России по Москве о признании имеющим право на получение единовременной социальной выплаты, признании решения комиссии незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты,
установил:
Соколов О.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ МВД России по г. Москве, в котором просил признать незаконным решение Комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 21 мая 2013 г. о снятии семьи Соколова О.Ю. с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признать его (Соколова О.Ю.) в составе семьи из пяти человек имеющим право на получение единовременной социальной выплаты, обязать ГУ МВД России по г. Москве восстановить его на учете в составе семьи из пяти человек в соответствующей очереди на получение единовременной социальной выплаты в рамках учетного дела, открытого с момента постановки его семьи на учет 01 марта 2013 г. В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 01 марта 2013 г. на основании решения комиссии ГУ МВД России по Москве он и его семья (супруга и трое дочерей) были приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако, 21 мая 2013 г. решением той же комиссии его семья была снята с указанного учета в связи с тем, что обеспеченность каждого члена семьи жилым помещением составляет более 15 кв.м. По его мнению, данное решение является незаконным, поскольку при определении уровня обеспеченности его семьи общей жилой площадью комиссией было учтено, что у двух его дочерей имеется в общей долевой собственности по ? доли жилого дома в *** области, между тем, указанный дом признан непригодным для постоянной эксплуатации и проживания, в связи с чем права собственности на него были прекращены.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 17 июня 2014 года постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать Соколова О.Ю. в составе семьи из пяти человек имеющим право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Признать незаконным и отменить решение комиссии ГУ МВД России по Москве от 21.05.2013 года о снятии семьи Соколова О.Ю. с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать жилищную комиссию ГУ МВД России по Москве восстановить Соколова О.Ю. в составе семьи из пяти человек в соответствующей очереди на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в рамках учетного дела, открытого с момента постановки на учет 1 марта 2013г..
Взыскать с ГУ МВД России по Москве в пользу Соколова О.Ю. расходы на госпошлину в размере *** рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 января 2015 года решение Тверского районного суда города Москвы от 17 июня 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по г. Москве - Петровская В.В. по доверенности просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое судебное постановление.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных актов, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, в том числе, если сотрудник проживает в общежитии. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1223.
В соответствии с п. 5 указанных Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения);
б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;
в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;
д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;
е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Согласно п. 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
В соответствии с пп. в п. 14 Правил комиссия, в том числе, принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Согласно п. 16 Правил, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Судом установлено, что Соколов О.Ю. вместе с семьей (супруга Соколова О.Г, дочь Соколова Л.О., *** года рождения, дочь Соколова Н.О., *** года рождения, и дочь Соколова А.О., *** года рождения) проживают на основании договора социального найма в двухкомнатной квартире, общей площадью 52,1 кв.м, расположенной по адресу: г. Москва, ***, д. ***, корп.***, кв. ***, вместе с ними также проживает дочь истца - К.О., *** года рождения.
Дочерям истца - Соколовой Л.О. и Соколовой Н.О. на праве общей долевой собственности по ? доли принадлежит жилой дом, общей площадью 48,4 кв.м, расположенный по адресу: *** обл., *** р-н, д. ***, д. ***.
Сведений о регистрации за Соколовым О.Ю. и членами его семьи прав на какие-либо иные объекты недвижимого имущества не имеется.
Судом также установлено, что Соколов О.Ю. обратился в жилищную комиссию ГУ МВД России по Москве с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, к которому были приложены все необходимые документы. На момент подачи заявления стаж службы истца в органах внутренних дел Российской Федерации составлял более 26 лет.
Решением Комиссии ГУ МВД России по Москве от 01 марта 2013 г. (протокол N 1) Соколов О.Ю. с семьей в составе пяти человек (он, супруга и трое дочерей) приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Комиссии ГУ МВД России по Москве от 21 мая 2013 г. (протокол N 3) Соколов О.Ю. и его семья сняты с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что они обеспечены общей площадью жилого помещения более 15 кв.м на одного члена семьи.
Решением *** городского суда Московской области от *** г., вступившим в законную силу *** г., принадлежащий дочерям Соколова О.Ю. - Соколовой Л.О. и Соколовой Н.О. на праве общей долевой собственности жилой дом, расположенный по адресу: *** обл., *** р-н, д. ***, д. ***, признан непригодным для постоянной эксплуатации и проживания.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности и, учитывая требования закона, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение жилищной комиссии ГУ МВД России по Москве от 21 мая 2013 г. о снятии истца и его семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является необоснованным, противоречит пункту 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и подлежит отмене, поскольку обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения составляет менее 15 кв.м на каждого члена семьи, а поэтому истец и члены его семьи имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что истцом соблюден порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты, предусмотренные Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а отказ в постановке его на учет противоречит пункту 16 названных Правил, Соколов О.Ю. имеет стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет в календарном исчислении, он и члены его семьи являются нанимателем жилого помещения по договору социального найма, при этом собственность дочерей истца Соколовой Л.О. и Соколовой Н.О. - жилой дом, расположенный по адресу: *** обл., *** р-н, д. ***, д. ***, был признан непригодным для проживания, а иной собственности у Соколова О.Ю. и членов его семьи не имеется.
В связи с тем, что решение о снятии Соколова О.Ю. и членов его семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты было признано незаконным, суд обоснованно обязал жилищную комиссию ГУ МВД России по г. Москве поставить Соколова О.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в рамках учетного дела, открытого с момента постановки на учет 1 марта 2013 года.
Соответствует требованиям ст. 98 и установленным по делу обстоятельствам решение суда в части взыскания с ГУ МВД России по г. Москве в пользу Соколова О.Ю. расходов по оплате госпошлины в размере *** руб.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась, найдя необоснованными доводы о том, что решение *** городского суда *** области от *** г. не является надлежащим документом о признании дома, принадлежащего дочерям истца на праве общей долевой собственности, расположенного по адресу: *** область, *** район, д. ***, д. ***, непригодным для проживания, поскольку согласно ст. 8 ГК РФ и ст. 10 ЖК РФ гражданские и жилищные права и обязанности возникают, в том числе, и из судебного решения, никаких сведений об обжаловании решения *** городского суда *** области от *** г., как и о его отмене, суду не было представлено.
Выводы судебных инстанций, в части доводов заявителя, являются правильными, в судебных постановлениях мотивированы и в жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом изучения судов обеих инстанций, направлены на оспаривание их выводов, а также иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, так как применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя ГУ МВД России по г. Москве - Петровской В.В. по доверенности на решение Тверского районного суда города Москвы от 17 июня 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 января 2015 года по делу по иску Соколова О.Ю. к ГУ МВД России по Москве о признании имеющим право на получение единовременной социальной выплаты, признании решения комиссии незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.