Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя Управления по исполнению особо важных исполнительных производств при директоре Федеральной службы судебных приставов России - главном судебном приставе РФ Фомина К.Г., поступившую в суд кассационной инстанции 16 июля 2015 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 мая 2015 года по гражданскому делу по заявлению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к судебному приставу-исполнителю Управления по исполнению особо важных исполнительных производств при директоре Федеральной службы судебных приставов России - главном судебном приставе РФ Фомину К.Г. о признании постановления о взыскании исполнительского сбора от 05 декабря 2014 года незаконным,
установил:
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обратился в суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю Управления по исполнению особо важных исполнительных производств при директоре Федеральной службы судебных приставов России - главном судебном приставе РФ Фомину К.Г. о признании постановления о взыскании исполнительского сбора от 05 декабря 2014 года незаконным, ссылаясь на неправомерность действий заинтересованного лица.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 18 февраля 2015 года заявленные Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий требования удовлетворены; постановлено:
- признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя при директоре ФССП России - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП Фомина К.Г. от 05 декабря 2014 года о взыскании с Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - Пучкова В.А. исполнительского сбора.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 мая 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Управления по исполнению особо важных исполнительных производств при директоре Федеральной службы судебных приставов России - главном судебном приставе РФ Фомин К.Г. выражает несогласие с данными судебными постановлениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Рассматривая данное дело, суд, по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий требований; при этом, суд исходил из того, что согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; в соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом; исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей; решением Московского гарнизонного военного суда от 16 января 2002 года приказ МВД России от 12 октября 2001 года N 1361 об увольнении Андрияна Э.С. со службы и приказ начальника УГПС САО ГУВД города Москвы от 09 ноября 2001 года N 38 об исключении Андрияна Э.С. из списков личного состава признаны незаконными и недействующими с момента их издания; суд обязал Министра внутренних дел РФ и начальника Управления государственной противопожарной службы САО УГПС ГУВД города Москвы в пределах их компетенции отменить вышеуказанные приказы, восстановить Андрияна Э.С. в прежней (а с его согласия - равной или не ниже) должности и обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения; определением Московского гарнизонного военного суда от 08 июля 2009 года правопреемником начальника УГПС САО ГУВД города Москвы по правоотношениям, установленным решением Московского гарнизонного военного суда от 16 января 2002 года, признан начальник Управления по САО ГУ МЧС России по городу Москве; постановлением судебного пристава-исполнителя Коптевского ОСП УФССП России по Москве Холина М.В. на основании исполнительного документа - исполнительного листа от 21 ноября 2011 года, выданного Московским гарнизонным военным судом, возбуждено исполнительное производство о признании незаконным в отношении должника начальника УГПС САО ГУВД города Москвы в пользу взыскателя Андрияна Э.С.; определением Московского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2012 года допущена замена начальника Управления по САО ГУ МЧС России по городу Москве на Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствия стихийных бедствий; постановлением судебного пристава-исполнителя Управления по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП России Фоминым К.Г. от 27 мая 2014 года принято к исполнению исполнительное производство в отношении должника Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с присвоением ему нового регистрационного номера; постановлением судебного пристава-исполнителя Управления по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП России Фоминым К.Г. от 05 декабря 2014 года с Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучкова В.А. за неисполнение в добровольном порядке требований исполнительного документа взыскан исполнительский сбор в размере "_" руб.; решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 22 апреля 2013 года, которым с МВД России в пользу Андрияна Э.С. взыскано ежемесячно, начиная с 01 января 2013 года, в счёт денежного довольствия "_" руб., установлено, что Андриян Э.С. состоит в трудовых отношениях с МВД России, поскольку приказ об его увольнении отменён приказом МВД России как лицом, издавшим приказ об увольнении 12 октября 2001 года, каких - либо ходатайств руководителя МВД России о переводе Андрияна Э.С. в МЧС России, согласия руководителя МЧС России принять Андрияна Э.С. на военную службу, а также согласия или просьбы самого Андрияна Э.С. на перевод в МЧС России не имеется; означенное решение суда в данной части оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда и вступило в законную силу 10 декабря 2013 года; согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица; приказ начальника УГПС по САО ГУВД города Москвы от 09 ноября 2001 года N 38, по своей правовой природе, не является распорядительным документом об увольнении Андрияна Э.С. с должности; кроме того, приказом МВД России от 26 июня 2012 года отменён приказ МВД России от 12 октября 2001 года в части увольнения Андрияна Э.С. с военной службы по подпункту "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подпункту "а" пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237; таким образом, заявленные Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий требования подлежат удовлетворению.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения, дополнительно указав на то, что ссылки судебного пристава-исполнителя Управления по исполнению особо важных исполнительных производств при директоре Федеральной службы судебных приставов России - главном судебном приставе РФ Фомина К.Г. на то, что решением Мещанского районного суда города Москвы от 18 декабря 2014 года отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с Министра внутренних дел Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство, само по себе не может служить основанием для взыскания исполнительского сбора с Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности также не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя Управления по исполнению особо важных исполнительных производств при директоре Федеральной службы судебных приставов России - главном судебном приставе РФ Фомина К.Г. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения названных решения суда и апелляционного определения судебной коллегии в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя Управления по исполнению особо важных исполнительных производств при директоре Федеральной службы судебных приставов России - главном судебном приставе РФ Фомина К.Г. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 18 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 мая 2015 года по гражданскому делу по заявлению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к судебному приставу-исполнителю Управления по исполнению особо важных исполнительных производств при директоре Федеральной службы судебных приставов России - главном судебном приставе РФ Фомину К.Г. о признании постановления о взыскании исполнительского сбора от 05 декабря 2014 года незаконным - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья
Московского городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.