Судья: Хуснетдинова А.М.
Гр. дело N 33-23358
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2015 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Лобовой Л.В., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Туниной Е.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы на решение Преображенского районного суда города Москвы от 19 мая 2014 года, которым постановлено:
"иск удовлетворить.
обязать Управление социальной защиты населения района Преображенское г. Москвы предоставить Немчину Е.И. меры социальной поддержки (льготы) в соответствии со ст. 15 ФЗ "О ветеранах", как участнику Великой Отечественной войны",
установила:
Немчин Е.И. обратился в суд к УСЗН района Преображенское г. Москвы с иском с учетом уточнений об обязании ответчика предоставить ему льготы в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" как участнику Великой Отечественной войны.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является ветераном Великой Отечественной войны и имеет удостоверение установленного образца серии *** N ***, выданное 11 июля 1990 года, согласно которому он состоял на штатной должности по вольному найму в частях действующей армии. Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 1996 года он признан участником Великой Отечественной войны, однако при обращении к ответчику за получением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", в удовлетворении данной просьбы ему было отказано со ссылкой на то, что он имеет право на льготы, предусмотренные для лиц, награжденных знаком "Житель блокадного Ленинграда", в соответствии со ст. 18 Федерального закона "О ветеранах", а выданное ему удостоверение не подтверждает прав на получение льгот, предусмотренных ст. 15 Федерального закона.
Суд первой инстанции постановил указанное выше решение, об отмене которого просил ответчик.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 ноября 2014 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Апелляционным определением от 18 ноября 2014 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении требований.
Постановлением президиума Московского городского суда от 19 июня 2015 года апелляционное определение от 18 ноября 2014 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определением судебной коллегии от 28 июля 2015 года произведена замена ответчика Управления социальной защиты населения района Преображенское города Москвы Восточный административный округ его правопреемником Управлением социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы.
Выслушав истца, представителя ответчика П.И.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения (часть 4).
При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения (часть 5).
На основании ч. 2 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
Настоящее дело рассмотрено в отсутствие ответчика, не извещенного о времени и месте рассмотрении дела, поскольку в материалах дела отсутствуют такие сведения.
Допущенное судом нарушение норм процессуального права в силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ послужило основанием для рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и является безусловным основанием к отмене решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
участники Великой Отечественной войны;
лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Судебной коллегией по делу установлено, что 11 июля 1990 года Немчину Е.И. Черемушкинским районным управлением социального обеспечения г. Москвы выдано удостоверение серии *** N ***, в соответствии с которым истец состоял на штатной должности по вольному найму в частях действующей армии и имеет право на льготы, установленные п. 1 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 года N 907.
Решением Лабытнагского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 1996 года удовлетворена жалоба Немчина Е.И. на действия начальника отдела социального обеспечения населения администрации г. Лабытнаги и суд обязал отдел социальной защиты населения администрации г. Лабытнаги предоставить Немчину Е.И. льготы, предусмотренные законом для участников Великой Отечественной войны.
Данным решением суда установлено, что выданное Немчину Е.И. 11 июля 1990 года Черемушкинским районным управлением социального обеспечения г. Москвы удостоверение серии *** N *** участника Великой Отечественной войны является необходимым и достаточным основанием для реализации прав и льгот участника Великой Отечественной войны.
28 марта 2012 года Немчин Е.И. обратился в УСЗН района Преображенское г. Москвы с заявлением о признании его участником Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и на основании удостоверения участника Великой Отечественной войны, однако письмом от 23 апреля 2012 года в удовлетворении указанной просьбы Немчину Е.И. отказано со ссылкой на то, что удостоверение было выдано ему ошибочно, как лицу, награжденному знаком "Житель блокадного Ленинграда", в связи с отсутствием на момент выдачи удостоверения бланков установленного образца.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика.
Статьей 28 Федерального закона предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, выданные гражданам до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 284, и удостоверения, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г., действительны для предоставления ветеранам мер социальной поддержки.
Удостоверение от 11 июля 1990 года, подтверждающее льготы участника Великой Отечественной войны, выдано Немчину Е.И. в установленном порядке. Доказательств того, что оно выдано взамен удостоверения "Жителя блокадного Ленинграда" в связи с отсутствием соответствующего бланка удостоверения, не представлено.
Законность выданного удостоверения, предоставляющего льготы участника Великой Отечественной войны, подтверждена указанным выше решением суда.
Заверенная копия этого решения обозревалась судебной коллегией в судебном заседании. Сведений об отмене или изменении решения суда не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии у истца права на предоставление мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, предусмотренных ст. 15 Федерального закона "О ветеранах".
Доводы ответчика о том, что установленные данной статьей Федерального закона меры социальной поддержки Немчину Е.И. предоставлены в соответствии со ст. 18 Федерального закона как лицу, награжденному знаком "Жителю блокадного Ленинграда", не являются основанием для отказа ему в удовлетворении исковых требований, поскольку указанные обстоятельства подлежат проверке на стадии исполнения решения суда.
Более того, п. 3 ст. 13 Федерального закона прямо предусмотрено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п.п. 2 и 3 ст. 23.1 Федерального закона если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Следовательно, настоящее решение не является безусловным основанием для предоставления мер социальной поддержки в соответствии со ст. 15 Федерального закона наряду с уже получаемыми мерами, поскольку получение Немчиным Е.И. по его выбору определенной формы социальной поддержки по одному из оснований (ст. 15 или ст. 18 Федерального закона) исключает предоставление такой формы социальной поддержки по другому основанию, если только такая возможность прямо не предусмотрена законодательством. В случае наличия права на получение денежной выплаты по нескольким основаниям, устанавливается выплата с более высоким размером.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ,
определила:
Решение Преображенского районного суда города Москвы от 19 мая 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать Управление социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы предоставить Немчину Е.И. меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.