Судья: Самороковская Н.В. Дело N 33-24084
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 июля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Вишняковой Н.Е.,
и судей Казаковой О.Н., Ефимовой И.Е.
при секретаре *** П.Б.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е. гражданское дело по апелляционной жалобе АО "Газпром теплоэнерго" на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 25 февраля 2015 года, которым постановлено:
Обязать ОАО "Газпром теплоэнерго" выполнить требования санитарного законодательства по достижению уровней звукового давления, инфразвука до
Нормативных показателей СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СН 2.2.4/2.8.583.-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки", а именно согласно п. 6.1. СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", таблица 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" в жилых комнатах допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных уровня звукового давления 40дБА, максимальные уровни звука 55 дБА для дневного времени суток, в жилых комнатах допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных уровня звукового давления 30 дБА, максимальные уровни звука 45 дБА для ночного времени суток; на территории жилой застройки для дневного времени суток эквиваленты уровня звукового давления 55 дБ А, максимальны уровни звука 70дБА; для ночного времени суток эквивалентны уровни звукового давления 45 дБА, максимальны уровни звука 60 дБА приложение 3 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; допустимые уровни звука для жилых помещений общий уровень звукового давления 75 ДБ.
Обязать ОАО "Газпром теплоэнерго" результаты подтвердить лабораторно-инструментальными исследованиями.
Взыскать с ОАО "Газпром теплоэнерго" в доход казны Российской Федерации расходы по оплате судебной экспертизы в размере ***руб.
установила:
Истец Прокурор г. Железнодорожный обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчику ОАО "Газпром теплоэнерго" об обязании устранить нарушения СанПиН, довести уровень звука в жилых помещениях, .расположенных в зоне влияния ТЭЦ по адресу: г.Железнодорожный, ***, до допустимых гигиенических нормативов, мотивируя исковые требования тем, что Прокуратурой города проведена проверка по обращению руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере Защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в Ногинском районе, городах Реутов, Железнодорожный, Черноголовка, Электросталь по факту нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В городе Железнодорожном по адресу: ***, ОАО "Газпром теплоэнерго" разместило ГТУ ТЭЦ с уровнем звукового давления, превышающего нормативные показатели. В ходе проверки установлено, что в Управление неоднократно обращался *** Ю.Б., проживающий по адресу: г. Железнодорожный, ***, по вопросу шума от работы ТЭЦ. При рассмотрении обращения Даурцева Ю.Б. Управлением проведены инструментальные исследования уровней шума в указанной квартире от эксплуатации ТЭЦ. По результатам исследования 26.02.2013г. выявлены превышения уровней шума в жилом помещении в дневное время суток по октавным полосам частот 125-8000 Гц на 4-22 дБ, эквивалентного уровня звука - на 2-13 дБ, а максимального уровня звука - на 6-16 дБ. За нарушения санитарного законодательства ОАО "Газпром теплоэнерго" привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. В адрес руководителя ОАО "Газпром теплоэнерго" выдано санитарное предписание от 21.03.2013г. N *** о доведении уровня звука в жилых квартирах до допустимых показателей. Выявленные нарушения не устранены, предписания не исполнены, Так, Управлением проведены повторные инструментальные исследования уровней шума указанной квартиры, в результате которых 13.11.2013г. выявлены превышения уровней шума в жилом помещении по октановым полосам частот 125-8000 Гц в ночное время суток - 2-11 дБ, в дневное время суток на 1-5 дБ, эквивалентного уровня звука в ночное время суток на 8-11 дБ, в дневное время суток на 2-6 дБ, инфразвука в ночное время суток - на 1-12 дБ, в дневное время суток - на 1-6 дБ. Указанные показатели не соответствуют предельно допустимым уровням звукового давления и эквивалентным уровням звука для оснований наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест, установленные СН 22.4/2.1.8.562-96. "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки". По результатам проверки Управлением на ОАО "Газпром теплоэнерго" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ и выдано предписание от 11.12.2013г. N *** об устранении выявленных нарушений в срок до 31.01.2014 года. В ходе проверочных мероприятий выявлен факт не исполнения указанного предписания, вследствие чего составлен протокол об административном правонарушении по 4.1 ст. 19.5 КоАП РФ. В зоне акустического влияния ТЭЦ находится дошкольное образовательное учреждение N 20 "Ромашка", расположенное по адресу: г. Железнодорожный, ***, в помещениях которого также выявлены не допустимые превышения уровня шума, что подтверждается протоколами от 20.12.2013г. N *** и N ***. В соответствии с п. 3.4. СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха на территории дошкольных образовательных организаций не должны превышать допустимые уровни, установленные для территории жилой застройки. Кроме того, на объекте не проводится контроль за соблюдением санитарных правил и выполнения и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - отсутствует программа производственного контроля, а также протоколы исследований атмосферного воздуха и уровней шума на границе расчетной санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия. Данные обстоятельства подтверждены протоколам об административном правонарушении юридического лица от 19.03.2013г. N***, от 01.08.2013г. N*** и от 23.12.2013г. N 1, а также актом проверки от 23.12.2013г. и протоколом лабораторных исследований от 26.02.2013г.
Требования истца основаны на ст.ст. 54, 222 ГК РФ, ст.ст. 45, 54 ГПК РФ, ст. 135 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".
В процессе рассмотрения дела истцом были уточнены исковые требования, в соответствии с которыми истец просит суд обязать ответчика ОАО "Газпром теплоэнерго" выполнить требования санитарного законодательства по достижению уровней звукового давления, инфразвука до нормативных показателей СН 2.2,4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", СанПин 2.1,2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СН 2.2.4/2.8.583.-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки", а именно согласно п. 6.1. СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", таблица 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" в жилых комнатах допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных уровня звукового давления 40дБА, максимальные уровни звука 55 дБА для дневного времени суток, в жилых комнатах допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных уровня звукового давления 30 дБА, максимальные уровни звука 45 дБА для ночного времени суток; на территории жилой застройки для дневного времени суток эквиваленты уровня звукового давления 55 дБ А, максимальны уровни звука 70дБА; для ночного времени суток эквивалентны уровни звукового давления 45 дБА, максимальны уровни звука 60 дБА приложение 3 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; допустимые уровни звука для жилых помещений общий уровень звукового давления 75 дБ. Обязать ОАО "Газпром теплоэнерго" результаты подтвердить лабораторно-инструментальными исследованиями.
Представитель истца прокурор *** А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, также просил взыскать с ОАО "Газпром теплоэнерго" в доход казны Российской Федерации расходы по оплате судебной экспертизы в размере *** руб.
Представитель ответчика ОАО "Газпром теплоэнерго" на основании доверенности *** М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила возражения на исковое заявление, дополнительные возражения на исковое заявление, письменные пояснения, приобщенные к материалам дела.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в Ногинском районе, городах Балашиха, Реутов, Железнодорожный, Черноголовка, Электросталь на основании доверенности *** С.С. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, представила отзыв на исковое заявление.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик АО "Газпром теплоэнерго" по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель АО "Газпром теплоэнерго" не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца *** В.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено, что Прокуратурой города Железнодорожный проведена проверка по обращению руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в Ногинском районе, городах Реутов, Железнодорожный, Черноголовка, Электросталь по факту нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в городе Железнодорожном по адресу: ***, ОАО "Газпром теплоэнерго" разместило ГТУ ТЭЦ с уровнем звукового давления, превышающего нормативные показатели. В ходе проверки установлено, что в Управление неоднократно обращался *** Ю.Б., проживающий по адресу: г. Железнодорожный, ***, по вопросу шума от работы ТЭЦ. При рассмотрении обращения ***а Ю.Б. Управлением проведены инструментальные исследования уровней шума в указанной квартире от эксплуатации ТЭЦ. По результатам исследования 26.02.2013г. выявлены превышения уровней шума в жилом помещении в дневное время суток по октавным полосам частот 125-8000 Гц на 4-22 дБ, эквивалентного уровня звука - на 2-13 дБа, максимального уровня звука - на 6-16 дБ. За нарушения санитарного законодательства ОАО "Газпром теплоэнерго" привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КРФоАП. В адрес руководителя ОАО "Газпром теплоэнерго" выдано санитарное предписание от 21.03.2013г. N *** о доведении уровня звука в жилых квартирах до допустимых показателей. Выявленные нарушения не устранены, предписания не исполнены.
Далее установлено, что Управлением были проведены повторные инструментальные исследования уровней шума указанной квартиры, в результате которых 13.11.2013г. выявлены превышения уровней шума в жилом помещении по октановым полосам частот 125-8000 Гц в ночное время суток - 2-11 дБ, в дневное время суток на 1-5 дБ, эквивалентного уровня звука в ночное время суток на 8-11 дБА, в дневное время суток на 2-6 дБА, инфразвука в ночное время суток - на 1-12 дБ, в дневное время суток - на 1-6 дБ. Указанные показатели не соответствуют предельно допустимым уровням звукового давления и эквивалентным уровням звука для оснований наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест, установленные СН 22.4/2.1.8.562-96. "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки". По результатам проверки Управлением на ОАО "Газпром теплоэнерго" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ и выдано предписание от 11.12.2013г. N *** об устранении выявленных нарушений в сорок до 31.01.2014 года. В ходе проверочных мероприятий выявлен факт неисполнения указанного предписания, вследствие чего составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Также установлено, что в зоне акустического влияния ТЭЦ находится дошкольное образовательное учреждение N 20 "Ромашка", расположенное по адресу: г. Железнодорожный, ***, в помещениях которого также выявлены не допустимые превышения уровня шума, что подтверждается протоколами от 20.12.2013г. N *** и N ***. В соответствии с п. 3.4. СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха на территории дошкольных образовательных организаций не должны превышать допустимые уровни, установленные для территории жилой застройки. Кроме того, на объекте не проводится контроль за соблюдением санитарных правил и выполнения и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - отсутствует программа производственного контроля, а также протоколы исследований атмосферного воздуха и уровней шума на границе расчетной санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия.
Данные обстоятельства подтверждены протоколам об административном правонарушении юридического лица от 19.03.2013г. N***, от 01.08.2013г. N*** и от 23.12.2013г. N ***, а также актом проверки от 23.12.2013г. и протоколом лабораторных исследований от 26.02.2013г.
Ответчик не согласен с требованиями истца, считая их незаконными и необоснованными, указывает на то, что представленные в материалы дела протокол Лабораторных испытаний N ***от 26.02.2013г. не может служить доказательством по делу, поскольку замеры шума проводились в при включенном и отключенном оборудовании ГТУ ТЭЦ, вместе с тем в непосредственной близости от ГТУ ТЭЦ находятся иные источники шума - ООО "Строймонтаж" и ООО "ОПОЧНО (РУС)". Размер вклада каждого из этих источников не определен, в самом протоколе наличие иных источников шума не установлено. По этим же основаниям, а именно, что достоверно не установлено, что единственным источником шума является ГТУ ТЭЦ, не могут служить доказательствами по делу экспертное заключение N *** от 19.11.2013г., Протокол от 20.12.2013г. N ***. Для подтверждения отсутствия шумового воздействия от оборудования ГТУ ТЭЦ ОАО "Газпром теплоэнерго" ответчиком представлены результаты независимой экспертизы, Протокол измерений акустического шума N *** от 24.01.2014г. N***. Основываясь на данных доказательствах, ответчик полагает, что источниками шума, вносящими свой вклад в акустическую обстановку на обследованной территории и в жилых зданиях, находящихся на ней являются производственные предприятия: ООО "ОПОЧНО (РУС)", ООО "СтройМонтаж", ГТУ ТЭЦ "Ольгино" и автотранспорт, движущийся по ул. Граничная, а также, что на границе СЗЗ ГТУ ТЭЦ, территории жилой застройки превышения уровня шумового воздействия нет, следовательно, в удовлетворении требований истцу надлежит отказать.
Для проверки доводов сторон, определением Никулинского районного суда г.Москвы от 22 октября 2014г. по делу была назначена судебная акустическая экспертиза проведение которой было поручено ФГБУ "Научно-исследовательский институт медицины труда "Российской Академии медицинских наук"
Согласно выводов заключения экспертов ФГБНУ "НИИ МТ" N *** от 23 января 2015 г. в жилой комнате квартиры N *** дома *** города Железнодорожного Московской области, зарегистрировано достоверное превышение допустимых уровней шума по уровню звука, уровням звукового давления в равных полосах частот 125-2000 Гц и ПДУ инфразвука в октавной полосе частот 8 Гц при различных режимах работы оборудования ГТУ ТЭЦ мкр. Ольгино. Основным источником инфразвука является работа ГТУ ТЭЦ, расположенной по адресу: г. Железнодорожный, ***: водогрейные котлы - в октавных полосах частот 4 и 8 Гц, генераторные установки в октавной полосе частот 2 Гц. Основным источником шума в октавной полосе частот 2000 Гц также можно определить оборудование ГТУ ТЭЦ. Работающее оборудование ГТУ ТЭЦ вносит значительный вклад в формирование превышения ПДУ в октавной полосе 1000 Гц и по уровню звук "А". При этом работающее оборудование ГТУ ТЭЦ является не единственным источником шума, превышающее ПДУ для ночного времени суток. По результатам измерений шума и инфразвука в жилое помещении квартиры N ***, дома N *** по ***, г. Железнодорожного Московской области, выявлены нарушения требований СН 2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" для времени суток с 7-00 до 23-00 часов и СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки" при различных режимах работы технологического оборудования ГТУ ТЭЦ мкр, Ольгино: уровней звука "А" от 7,9 до 10,9 дБА, уровней звукового давления в октавных полосах частот 125-2000 Гц от 2,3 до 11,6 дБ, в октавной ; полосе частот 8 Гц от 1,8 до 2.3 дБ. Наибольшие значения превышения ПДУ зарегистрированы при совместной работе трех водогрейных котлов при общей мощности 32 МВт и трех ГТУ при общей мощности 7,2 МВт.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11, пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 6,1 раздела VI "Гигиенические требования к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений, ионизирующего излучения" СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых, зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 N 64 (в редакции от 27 декабря 2010 года) и пункту 6.3 раздела 6 "Нормируемые параметры и допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4 Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. "Санитарные нормы", утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 31 октября 1996 года N 36, предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 3 к настоящим санитарным правилам.
Судебная коллегия, принимая во внимание право прокурора, как лица, предъявившего исковые требования в интересах неопределенного круга лиц, об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства по достижению уровней звукового давления, инфразвука до нормативных показателей, - в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и с учетом требований закона, суд правомерно руководствовался результатами судебной акустической экспертизы, так как она соответствует положениям ст. 86 ГПК РФ и пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку представленными в суд материалами подтверждается превышение допустимых уровней шума по уровню звука, звукового давления при различных режимах работы оборудования ГТУ ТЭЦ мкр. Ольгино. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что имеются нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц является верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работающее оборудование ГТУ ТЭЦ является не единственным источником шума, превышающего ПДУ для ночного времени суток, сводятся к несогласию с выводами судебной экспертизы и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку судебная экспертиза была проведена с соблюдением требований, предусмотренных ст. ст. 84 и 86 ГПК РФ, лицом, обладающим специальными познаниями и необходимой квалификацией для разрешения поставленных перед ним вопросов; эксперт, проводивший экспертизу, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Указанное заключение обоснованно оценено судом как допустимое доказательство.
Доказательств, указывающих на недостоверность судебной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, как и объективных данных о какой-либо заинтересованности эксперта в исходе дела, суду не представлено, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о несогласии с результатами судебной экспертизы, направленные на переоценку доказательств по делу, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Кроме того, данные доводы также являлись предметом рассмотрения суда и нашли свое отражение в решении.
Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иную оценку добытым по делу доказательствам, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованном их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержит обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 25 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Газпром теплоэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.