Судья: Бабенко О.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Шубиной И.И.,
судей Зенкиной В.Л., Демидовой Э.Э.,
с участием адвоката Ребрикова А.В.,
при секретаре Фомичевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Зенкиной В.Л. гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Южаковой Е.В., Кваша М.А. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 24 февраля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Южаковой Е.В., Кваша М.А. к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - отказать."
установила:
Южакова Е.В., Кваша М.А. обратились в суд с иском к ДГИ с учетом уточнений требований просили признать незаконным отказ ответчика от 24.09.2014 г. в оформлении с истцами договора социального найма на комнату N 1 жилой площадью 18,10 кв.м., находящуюся в коммунальной квартире по адресу: г. Москва, * д.* кв.*, признать право собственности за истцами в порядке приватизации по ? доли за каждым на указанное выше жилое помещение, ссылаясь на то, что данная комната была предоставлена в 1990 году истцу Южаковой Е.В. как работнику Ремонтно-эксплуатационного управления по служебному ордеру, никаких договоров не заключалось. В сентябре 2014 года Южакова Е.В. обратилась в Управление ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЮЗАО в котором просила оформить с ней договор социального найма на комнату с целью ее дальнейшей приватизации. 24.09.2014 из УДЖП и ЖФ г. Москвы в ЮЗАО был направлен письменный отказ в оформлении договора социального найма на комнату со ссылкой на Постановление Правительства г. Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП. Истцы считают данный отказ незаконным. Согласно выписке из ЕГРП от 30.07.2014 комната оформлена в собственность г. Москвы 01.07.2010 и никаких ограничений права (обременений) на данную комнату не зарегистрировано, комната является объектом муниципальной собственности.
Истцы в судебном заседании требования иска поддержали в полном объеме.
Представитель ДГИ по г. Москве в судебном заседании возражала против заявленных требований, по доводам письменных возражений.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просят истцы Южакова Е.В., Кваша М.А.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Кваша М.А., Южаковой Е.В. и их адвоката по ордеру Ребрикова А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, истцы зарегистрированы в коммунальной квартире по адресу: г.Москва, Ленинский пр-т д.69 кв.233 в комнате N1, жилой площадью 18,10 кв.м, которая была предоставлена Южаковой Е.В. на основании служебного ордера от 14.06.1990 N 551656 выданного Исполкомом Октябрьского Райсовета, в связи с трудовыми отношениями с Производственным ремонтно-эксплуатационным объединением Исполкома Октябрьского райсовета.
Согласно письма от 24.09.2014 N ДЖС-* ДЖП и ЖФ г.Москвы в заключении договора социального найма было отказано на основании Постановления Правительства г.Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебного ордеру".
Разрешая спор, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП" с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшим в организациях, предприятиях, предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет бюджета города Москвы 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования, либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в ст. 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". В случае превышения размеров площади жилого помещения, указанные граждане имеют право на выкуп жилого помещения, но не более одной комнаты на человека.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2013 года N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего решения пункт 1.1. Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 158-ПП).
По смыслу указанного определения, условие оформления (заключения) договора социального найма в указанном случае, исходя из норматива предоставления жилой площади, препятствует реализации права граждан на жилое помещение по договору социального найма, ранее предоставленного им на законных основаниях, как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения) и проработавшим в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения в общей сложности 10 и более лет.
При изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, хоть и находящиеся в собственности города Москвы, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях и с учетом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления, и право на которые у граждан возникло до введение в действие Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям использовавшихся в качестве общежития и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее при аналогичных обстоятельствах в связи с договорами служебного найма жилых помещений.
Указанные жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В соответствии п.3 Положения утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП , с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 вышеназванного Закона города Москвы, при наличии одного из следующих оснований: увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости; получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей; смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения; увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
Согласно ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что истица Южакова Е.В. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, отработала в организациях, финансируемых за счет бюджета города Москвы менее 10 лет , что подтверждается копией трудовой книжки.
Рассматривая дело, суд первой инстанции на основании оценки собранных по делу доказательств во взаимосвязи с нормами действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в иске в полном объеме, поскольку отказ ДЖП и ЖФ г.Москвы истцам в заключении договора социального найма является законным и обоснованным. В связи с чем, оснований для передачи указанного спорного жилого помещения в собственность истцам в порядке приватизации не имеется.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
В апелляционной жалобе истцы не согласны с применением суда к спорным правоотношениям Постановления Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП, однако судебная коллегия с указанным доводам согласиться не может по основаниям , изложенным выше.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда города Москвы от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Южаковой Е.В., Кваша М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.