Судья суда первой инстанции:
Лось Л.Г. гр. дело N 33-24797
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2015 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибова Д.В., судей Суменковой И.С., Фроловой Л.А., при секретаре Леоничевой Е.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибова Д.В. дело по частной жалобе Ушмаева В.В. на определение Измайловского районного суда города Москвы от 01 апреля 2015 года, которым постановлено:
Исковое заявление Ушмаева В.В, к Захаровой Е.И. , ООО "Росгосстрах" о взыскании страхового возмещения, возмещения ущерба, причинённого ДТП оставить без рассмотрения
установила:
Ушмаев В.В. обратился в суд с иском к ответчикам Захаровой Е.И., ООО "Росгосстрах" о взыскании страхового возмещения, возмещения ущерба, причинённого ДТП.
Представителем ответчика ООО "Росгосстрах" заявлено ходатайство об оставлении иска без рассмотрения по основаниям, предусмотренным абз.2 ст.222 ГПК РФ.
Истец в судебное заседание не явился, извещен, обеспечил явку представителя Сигачева А.В.
Ответчик Захарова Е.И. в судебное заседание не явилась, извещалась.
Судом постановлено определение об оставлении искового заявления без рассмотрения, с которым не согласился Ушмаев В.В., обжаловал его в апелляционном порядке, по доводам частной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав истца, представителя истца, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия считает, что определение подлежит отмене как постановленное с нарушением норм процессуального права.
Оставляя исковое заявление Ушмаева В.В. без рассмотрения, суд, сославшись на положения п.10, ст.12, абз.2 п.1 ст.16.1, п.3 ст.19 ФЗ от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" исходил из того, что истец в досудебном порядке обратился к страховщику с заявлением о страховой выплате с приложенными документами, однако не исполнил возложенную на него законом обязанность в части предоставления страховой компании поврежденного транспортного средства для проведения осмотра, в связи с чем пришел к выводу о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в виду следующего.
Согласно абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
Согласно абз. 1 ст.16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страховой выплаты, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
В силу п.10 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона, иное имущество для осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки), проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно п.11 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.
Как следует из материалов дела, 17 сентября 2014 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю истца Хонда, государственный регистрационный знак *** причинены механические повреждения, виновником ДТП признан водитель, управлявший автомобилем Лексус - Захарова Е.И., гражданская ответственность которой застрахована по полису ОСАГО *** .
Истец обратился к ответчику ООО "Росгосстрах" с заявлением о выплате страхового возмещения, с приложенными документами (л.д.9).
Как следует из ответа ООО "Росгосстрах" от 18 октября 2014 года, оснований для осуществления страховой выплаты истцу не имеется, в связи с тем, что являясь потерпевшим, он не воспользовался правом на обращение в страховую компанию по процедуре, установленной Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а именно не предоставил транспортное средство для осмотра (л.д.11-12).
Между тем, как усматривается из заявления (претензии) Ушмаева В.В. от 18 октября 2014 года, он просит пересмотреть вопрос о выплате страхового возмещения, поскольку ответчик не произвел оценку автомобиля в установленный законом срок, в связи с чем он написал отказ от эксперта компании и произвел независимую экспертизу (л.д.10).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", при наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.
Ответ по результатам рассмотрения заявления истца от 18.10.2014 о страховой выплате дан истцу только 10 ноября 2014 года. В нем содержалось указание на невозможность произвести страховую выплату в связи с не предоставлением истцом поврежденного автомобиля.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный абз. 1 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", истцом соблюден, в связи с чем правовых оснований для оставления искового заявления Ушмаева В.В. без рассмотрения у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах определение суда подлежит отмене как незаконное, а дело - возвращению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 330-334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение Измайловского районного суда города Москвы от 01 апреля 2015 года отменить, дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.