Судья: Иванов Д.М. Дело N 33-25178/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Лашкова А.Н.,
судей Бабенко О.И., Басырова И.И.,
при секретаре Шибаевой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бабенко О.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Касаева А.Л. по доверенности Махенькова А.Г. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 марта 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Касаева А.Л. об оспаривании решений Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области об исправлении технической ошибки отказать,
установила:
Касаев А.Л. обратился в суд указанным заявлением, просит признать незаконными решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области NNМО-12/РКФ-23073, МО-12/РКФ-237296 об исправлении технической ошибки в указании кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков, расположенных в Орехово-Зуевском районе Московской области, обязать исключить из государственного кадастра внесенные на основании данных решений сведения, восстановив ранее содержащиеся сведения.
Заявитель и его представитель по доверенности - Махеньков А.Г., в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области по доверенности - Лямичева Ю.Э., в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В заседание судебной коллегии заявитель Касаев А.Л., его представители по доверенностям Косов В.А., Махеньков А.Г. явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель заинтересованного лица Филиала по Московской области ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Разрешая спор, суд правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что 20 июля 2012г. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области в результате проверки выявлено, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами _ _ из состава земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства" рассчитана 21 июля 2010г. в учетом результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 30 ноября 2005г. N 226-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области", тогда как в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, расчет кадастровой стоимости земельных участков должен был осуществляться с учетом среднего значения показателей стоимости земель дачных объединений Московской области, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря N 121-РМ "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" в размере _ руб./кв.м, в связи с чем приняты решения об исправлении технической ошибки в указании кадастровой стоимости данных земельных участков, рассчитанной исходя из указанного выше показателя.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (статья 65, пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, для проведения работ по государственной оценке земель привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством (пункт 1). Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет (пункт 3) и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, ввиду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр) от 26 августа 2002 г. N П/307 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, Приказом от 28 июня 2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовку документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков Российской Федерации; выбор исполнителя работ по кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Пунктами 9.1, 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
После получения указанных сведений и акта проверки территориальный орган исполнительной власти Росреестра по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17 сентября 2007 г. N 681/27, утверждение результатов кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области входит в компетенцию данного Министерства.
Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, и дачных объединений Московской области" принято данным Министерством с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законодательством к принятию таких правовых актов, что подтверждено определением Судебной Коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2012 г. N 4-АПГ12-2.
При этом Верховным Судом РФ установлено, что 6 июня 2008 года Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" был заключен государственный контракт N 6 на проведение работы по государственной кадастровой оценке земель всех садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных на территории Московской области. 25 ноября 2008 года ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен Отчет N 03/11-08 об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений. В результате проведенной Росреестром проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области нарушений федеральных нормативно-правовых актов, в том числе Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений выявлено не было, о чем был составлен соответствующий акт, направленный с письмом за N 3-4562-ГЕ и с приложением обобщенных результатов оценки в Управление Роснедвижимости по Московской области. 23 июля 2009 года результаты работ по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области Управлением Роснедвижимости по Московской области направлены на утверждение в Министерство экологии и природопользования Московской области. Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. Данное распоряжение официально опубликовано в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" 17, 20 и 25 февраля 2010 года.
Средний удельный показатель кадастровой стоимости по Московской области утвержден за 1 квадратный метр земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в размере _ рубля.
Постановлением главы сельского поселения Соболевское N 87 от 22 апреля 2010г. изменено условное разрешенное использование с "для сельскохозяйственного использования" на: "для дачного строительства" в отношении земельных участков, расположенных по адресу: М. о., О.-З. район, западнее д. Слободищи, с кадастровыми номерами _ которые были разделены и сформированы новые земельные участки с кадастровыми номерами _
Изменение условно разрешенного использования указанных земельных участков участвующими в деле лицами не оспаривалось.
Пункт 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (ред. от 17.11.2011) устанавливает, что они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 1.3 названных Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
Пунктом 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г N 222 (далее - Методические указания, утвержденные Приказом N 222), установлено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Пунктом 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" установлено, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005 года N 166-РМ применяется в части, не противоречащей настоящему распоряжению, вступившему в силу с 1 января 2010 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку распоряжением от 23 декабря 2009 года N 121-РМ средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Орехово-Зуевского муниципального района установлен не был, а вид разрешенного использования земельных участков, принадлежащих Касаеву А.Л. изменен в 2010 году, то в данном случае подлежит применению средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Московской области.
В связи с чем действия филиала ФБУ "Кадастровая палата Росреестра" по Московской области по внесению изменений в сведения относительно кадастровой стоимости указанных земельных участков, образованных путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами _ с учетом изменения условного разрешенного использования на "для дачного строительства", являются правомерными.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Доводы заявителя о том, что копии оспариваемых решений в установленный законом срок ему не направлялись, о незаконности самих решений не свидетельствуют и не могут служить основанием для их отмены.
Кроме того, судом указано, что согласно ст. 256 ГПК гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, налоговое требование об уплате задолженности по земельному налогу за 2010-2012г. истцом было получено в январе 2014г., после чего ему стало известно о том, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами _ по _ рассчитана с учетом удельного показателя кадастровой стоимости в размере _ руб., утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Указанные выше обстоятельства изложены в исковом заявлении Касаева А.Л. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, поданном в Арбитражный суд Московской области, которое было принято к производству суда 18 апреля 2014г., а в последствии определением от 16 июля 2014г. оставлено без рассмотрения в виду повторной неявки Касаева А.Л. в судебные заседания.
Таким образом, о нарушении своего права действиями (бездействием) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области Касаеву А.Л. было известно не позднее даты обращения в арбитражный суд с выше указанным иском, при этом с настоящим заявление в Тверской районный суд г. Москвы он обратился лишь 24 ноября 2014г., т.е. по истечении установленного законом срока на обжалование оспариваемых решений, каких-либо обстоятельств уважительности причин пропуска срока на обращение с заявлением в суд Касаевым А.Л. не приведено, доказательств невозможности своевременного обращения в суд заявителем не представлено.
Данное обстоятельств является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления Касаева А.Л.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального, процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые исследованы судом и им в решении дана надлежащая правовая оценка.
Установленные судом обстоятельства опровергают доводы жалобы о том, что Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области совершены незаконные действия, выразившиеся во внесении изменений в сведения относительно кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с размером земельного налога, рассчитанного исходя из стоимости земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда об установленных обстоятельствах, переоценку доказательств, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, а потому основанием к отмене поставленного решения суда служить не могут.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении дела, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены состоявшегося судебного решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя Касаева А.Л. по доверенности Махенькова А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.