Судья Кудрявцева М.В. Гр. дело N 33-25519
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.
и судей Мызниковой Н.,В, Владимировой Н.Ю.
при секретаре Клименко И.И,,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе военного комиссариата города Москвы на решение Мещанского районного суда города Москвы от 13 марта 2015 года, которым постановлено:
исковые требования К*к Военному комиссариату города Москвы о восстановлении права на получение пенсии за выслугу лет и возобновлении выплаты пенсии - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Военного комиссариата города Москвы о приостановлении К*пенсии от 25 января 2013 года.
Обязать Военный комиссариат города Москвы восстановить К* в правах на получение назначенной пенсии за выслугу лет.
Обязать Военный комиссариат города Москвы возобновить К* выплату пенсии с даты незаконного приостановления выплаты, назначенной ему пенсии по выслуге лет, с учетом установленной индексации пенсионных выплат.
Взыскать с Военного комиссариата города Москвы в пользу К* 190 000 рублей.
установила:
К* С.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области, в котором просил обязать ответчика возобновить выплату пенсии за выслугу лет с 25.01.2013, мотивируя обращение тем, что ему с 04.10.1994 г. была назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей", выплата которой осуществлялась ответчиком, с 2007 года истец поступил на службу в таможенные органы РФ, о чем неоднократно уведомлял Военный комиссариат Солнцевского района города Москвы, однако последний узнал о данном обстоятельстве только в январе 2013 года, в связи с чем с 25.01.2013 г. приостановил истцу выплату пенсии. Истец полагает действия ответчика незаконными, нарушающими его право на пенсионное обеспечение. В этой связи истец просил суд признать незаконным и отменить решение Военного комиссариата города Москвы о приостановлении выплаты пенсии от 25.01.2013 года, обязать Военный комиссариат города Москвы восстановить его в правах на получение назначенной пенсии с даты незаконного приостановления выплаты назначенной ему пенсии по выслуге лет с учетом установленной индексации пенсионных выплат, взыскать с Военного комиссариата города Москвы 190 000 рублей - добровольно выплаченная Военному комиссариату города Москвы часть полученной пенсии.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали; представитель ответчика требования не признала, представила возражения; представитель третьего лица - ФТС России требования истца поддержала.
13 марта 2015 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец не явился, извещен о времени и месте слушания апелляционной жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика Л* Е.Ю., Б* Ю.П., представителей третьего лица Ш* М.С., Л*М.С. , исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К*С.А., *** года рождения, проходил военную службу в ВС РФ с июля 19* года по октябрь19* года. 03.10.19* года К* С.А. был уволен из ВС РФ с должности *** ГУ ГШ МО РФ и с 04.10.19** года и ему была назначена пенсия за выслугу лет по линии МО РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1), о чем Московским Городским военным комиссариатом г. Москвы выдано удостоверение 14.02.19** г.
С 15.06.20*г. К* С.А. был принят на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначен на должность *** с присвоением звания - *** таможенной службы на основании приказа N*** от 15.06.20** г., о чем был заключен служебный контракт 15.06.20** г. сроком на пять лет.
За период с 01.10.2008 г. по 31.01.2013 г. истцу была начислена пенсия за выслугу лет после его трудоустройства на службу в таможенные органы.
С 25 января 2013 года Военный комиссариат города Москвы приостановил истцу выплату пенсии на период прохождения им службы в таможенных органах на основании ч. 2 ст. 6 Закона РФ N 4468-1 в связи с поступлением истца на службу в таможенные органы, что подтверждается письменным обращением Военного комиссариата города Москвы N*** от 23.07.2013 г., согласно которому К* С.А. было предложено в добровольном порядке возместить полученную им пенсию за период прохождения службы в таможенных органах с 01.10.2008 г. по 31.01.2013 г. в сумме *** руб.
30.09.2013 г. К* С.А. в счет погашения указанной ответчиком суммы было перечислено 190 000 руб., что стороной ответчика не оспаривалось.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований К*С.А., поскольку, как верно указал суд первой инстанции, система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
Согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно- технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 21.06.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Частями 1 и 2 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18.03.2004 N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ N 4468-1, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1).
Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.
Таким образом, выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации N4468-1 могла быть приостановлена лишь в случае возвращения истца на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о взыскании с Военного комиссариата города Москвы в пользу К* С.А. 190 000 руб., поскольку законных оснований для истребования с К*С.А. части выплаченной ему ранее пенсии у Военного комиссариата города Москвы не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 13 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.