Судья: Т.В. Акульшина
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Пономарёва А.Н.,
судей Ставича В.В., Бурениной О.Н.,
при секретаре Агаевой Г.Т.,
с участием переводчика Хадж Исмаил Мохамад Басель Адиб,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе _.. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 декабря 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления _.. об оспаривании решения Управления федеральной миграционной службы России по г. Москве от 10 октября 2014 года об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации,
установила:
__ Б. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свое обращение тем, что имеются гуманные побуждения при наличии которых он не может быть депортирован за пределы территории Российской Федерации, что является основанием для предоставления ему временного убежища на территории Российской Федерации, а поэтому просит суд признать незаконным решение Управления федеральной миграционной службы по г. Москве от 10 октября 2014 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит заявитель в апелляционной жалобе, считая его незаконным и необоснованным.
Заявитель__ Б. и его представитель по устному ходатайству _.. Е.С. в заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель заинтересованного лица ФМС России по доверенности __.А.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения жалобы, полагая жалобу необоснованной.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного с учетом установленных обстоятельств дела, представленных доказательств, которым дана оценка и требований Федерального закона от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах".
В силу пп. 2 п. 1 ст. 4 названного Закона лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В силу ст. 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Судом установлено, что __ года рождения, является лицом без гражданства, уроженцем г. _.., жителем _.. по национальности - араб, вероисповедание - _ родной язык - арабский.
В ходе проведения анкетирования заявитель сообщил, что проживал со своей семьей в г. _.. в собственном доме, заявитель и члены его семья являются потомками палестинских беженцев с 1946 года. В октябре 2010 года переехал в г. Москву с целью поиска работы. Со слов заявителя, в г. Москве проживает его брат - _.., гражданин Российской Федерации, который женат на гражданке России. В ходе дополнительного опроса заявитель сообщил, что приезжал в Российскую Федерацию и до 2010 года, начиная с июля 2002 года, с момента последнего прибытия в Москву более в Сирию не выезжал.
Решением УФМС России по г. Москве от 31 июля 2013 года заявителю было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации на основании статьи 12 Федерального закона "О беженцах" на срок до 31 июля 2014 года.
10 сентября 2014 года _ обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением УФМС России по г. Москве от 10 октября 2014 года заявителю отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявления об отмене состоявшего решения должностного лица, суд пришел к выводу о необоснованности жалобы, поскольку заявителем не приведено доказательств того, что имеются препятствия для его возвращения в страну прежнего обычного места жительства, и установлено, что заявитель желает использовать институт временного убежища как средство легализации, что является недопустимым.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
При указанных обстоятельствах, а также с учетом того, что заявителем не приведено конкретных фактов того, что в случае возвращения на родину существует реальная угроза его безопасности со стороны властей Сирии, не заявлялось, что он страдает какими-либо тяжелыми заболеваниями и нуждается в срочной медицинской помощи, или о том, что лично заявитель подвергался преследованиям со стороны властей Сирии, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что заявитель обратился в миграционные органы не с целью поиска убежища, а с целью легализации своего нахождения на территории России, в связи с чем оснований, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" для признания беженцем и предоставления временного убежища не имеется.
Легализация положения на территории России производится, в частности, на основании Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Перечисленных причин при проведении проверки УФМС России по г. Москве не выявлено.
Согласно п. 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (утв. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 года N 274 (ред. от 23.04.2012) "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Из анализа указанных норм права следует, что при отсутствии оснований для предоставления иностранному гражданину возможности временно пребывать на территории России, а равно при пропуске им без уважительных причин срока подачи заявления о продлении срока предоставления временного убежища соответствующее заявление не может быть удовлетворено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что его заявление не было проверено надлежащим образом должностными лицами УФМС России по г. Москве.
С данным доводом судебная коллегия согласиться не может.
Из представленных материалов усматривается, что в ходе проверки УФМС России по г. Москве было установлено, что на территории Сирии в политических, общественных и религиозных организациях заявитель не состоял, в боевых операциях и военных действиях участия не принимал, преследованиям и угрозам со стороны властей Сирии не подвергался, в инциденты с применением насилия вовлечен не был, члены семьи (мать - _.. отец - _.. и братья: _.) заявителя проживают на территории Сирии.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение УФМС России по г. Москве соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Судом тщательно исследованы обстоятельства дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, подлежащего применению.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.