Судья: Кененов А.А.
Гр. дело N 33-27186
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июля 2015 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.,
судей Семченко А.В., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Попугаеве М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционным жалобам Кузнецова А.В., Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области на решение Люблинского районного суда города Москвы от 28 января 2015 года, которым постановлено:
"Иск Кузнецова А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве о признании незаконным приказа и обязании назначить пенсию удовлетворить частично.
Приказ начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области от 20 июня 2014 года N *** признать незаконным.
В остальной части в удовлетворении иска отказать",
установила:
Кузнецов А.В. обратился в суд с иском с учетом уточнений к УФСИН России по Московской области, УФСИН России по г. Москве о признании приказа N *** от 20 июня 2014 года незаконным, признании за ним право на пенсию, обязании назначить пенсию.
В обоснование требований указал, что приказом УФСИН России по Московской области от 23 мая 2014 года он был уволен со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Календарная выслуга лет составила 19 лет 01 месяц 03 дня, в льготном исчислении - 23 года 07 месяцев 22 дня. Приказом от 20 июня 2014 года в вышеуказанный приказ внесены изменения, истец уволен по собственному желанию, выслуга лет в календарном исчислении составила 14 лет 03 месяца 02 дня, в льготном исчислении 18 лет 09 месяцев 23 дня.
Приказ от 20 июня 2014 года истец полагает незаконным, так как, по его мнению, период работы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах ФСИН.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просят истец, УФСИН России по Московской области по доводам апелляционных жалоб.
Судебная коллегия, выслушав истца, его представителя Л.В.Р., представителя ответчика УФСИН России по Московской области Б.А.С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что Кузнецов А.В. с августа 1995 года по август 2002 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе. Впоследствии работал в прокуратуре Московской области, Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации.
В период с 17 апреля 2012 года он проходил службу в ФКУ СИЗО-10 УФСИН России по Московской области.
На основании рапорта истца от 23 мая 2014 года приказом начальника УФСИН России по Московской области от 23 мая 2014 года N *** Кузнецов А.В. уволен со службы по п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 01 месяц 03 дня, в льготном исчислении 23 года 07 месяцев 22 дня.
Приказом от 20 июня 2014 года N *** в приказ от 23 мая 2014 года N *** внесены изменения: Кузнецов А.В. уволен со службы по п. "а" ч. 1 ст. 58 Положения (по собственному желанию), календарная выслуга составила 14 лет 03 месяца 02 дня, льготная 18 лет 09 месяцев 23 дня.
В письме ФКУ СИЗО-10 УФСИН России по Московской области от 09 июня 2014 года Кузнецову А.В. сообщено, что период его работы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации не подлежит включению в выслугу лет, в связи с чем у него отсутствует необходимая выслуга для назначения пенсии.
В суде первой инстанции представитель ответчика также указывал, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, не засчитывается работа в органах прокуратуры и следственном комитете.
Разрешая спор и признавая приказ от 20 июня 2014 года N *** незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 942 работники органов и организаций прокуратуры приравнены к работникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в вопросах пенсионного обеспечения. В этой связи период работы истца в Следственном комитете подлежал включению в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии.
Суд отказал Кузнецову А.В. в удовлетворении требования об обязании назначить пенсию только лишь на том основании, что необходимые для назначения пенсии документы в УФСИН России по г. Москве, осуществляющее пенсионное обеспечение, не поступали.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с абзацем 4 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно пункту "г" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.
Пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. При этом названным пунктом Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 не предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии периода службы указанных лиц в органах и учреждениях прокуратуры.
Пункт 1(1) указанного Постановления, введенный в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 854, предусматривающий зачет в выслугу лет для назначения пенсии периода замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, распространяется на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенных со службы с 1 января 2012 г., к которым лица, проходящие службу в органах уголовно-исполнительной системы, не относятся.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходящим службу в органах уголовно-исполнительной системы, не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии указанным лицам периодов прохождения ими службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, выводы суда первой инстанции о зачете Кузнецову А.В. спорного периода в выслугу лет для назначения пенсии как лицу, проходившему службу в уголовно-исполнительной системе, судебная коллегия признает неправомерными.
Ссылка суда на Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям" является несостоятельной.
Действительно, п. 1 названного Постановления на прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в органах и организациях прокуратуры распространено действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Между тем истец увольнялся не из органов и учреждений прокуратуры, а из органа уголовно-исполнительной системы, в связи с чем Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 942 на него не распространяется.
Кроме того, распространение на сотрудников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации условий и норм пенсионного обеспечения, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, включая условия, касающиеся исчисления выслуги лет, само по себе, однако, не означает, что тем самым периоды работы в органах и организациях прокуратуры подлежат включению в выслугу лет при назначении пенсий указанным выше лицам.
Ни в ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, ни в Постановлении от 22 сентября 1993 г. N 941 не предусмотрена возможность включения службы в органах прокуратуры при исчислении выслуги лет, необходимой для назначения военной пенсии.
В этой связи вывод суда о необходимости включения спорного периода в выслугу лет Кузнецова А.В. для назначения соответствующей пенсии как лицу, проходившему службу в уголовно-исполнительной системе, является ошибочным, поэтому не имелось оснований для признания незаконным приказа от 20 июня 2014 года N ***, который обжаловался истцом только лишь в связи с нарушением его пенсионных прав.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении искового требования об обязании назначить пенсию только лишь по мотивам нарушения порядка обращения за ее назначением, тогда как на момент увольнения со службы Кузнецова А.В. у него отсутствовала необходимая в силу пункта "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 выслуга для назначения соответствующей пенсии и он не имел права на ее назначение, судебная коллегия также признает незаконным решение в данной части.
Учитывая изложенное, решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Кузнецову А.В. в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ,
определила:
Решение Люблинского районного суда города Москвы от 28 января 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Кузнецова А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по города Москве о признании приказа N *** от 20 июня 2014 года незаконным, признании права на пенсию, обязании назначить пенсию - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.