Судья: Кудрявцева М.В.
Гр. дело N 33-27884
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 августа 2015 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.,
судей Семченко А.В., Лобовой Л.В.,
при секретаре Красниковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата города Москвы на решение Мещанского районного суда города Москвы от 13 марта 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным и отменить решение военного комиссариата города Москвы от 07 мая 2014 года об отказе Пушкину А.В. в возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет.
Обязать военный комиссариат города Москвы восстановить Пушкина А.В. в правах на получение назначенной пенсии за выслугу лет и возобновить выплату пенсии за выслугу лет с учетом установленной индексации пенсионных выплат.
В удовлетворении встречного иска военного комиссариата города Москвы к Пушкину А.В. о признании незаконным назначение пенсии, взыскании денежных средств - отказать",
установила:
Пушкин А.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату города Москвы о признании незаконным и отмене решения военного комиссариата города Москвы от 07 мая 2014 года, обязании восстановить его право на получение пенсии за выслугу лет и возобновить выплату указанной пенсии с учетом установленной индексации пенсионных выплат.
В обоснование заявленных требований указал, что с августа 1974 года по 15 ноября 2009 года проходил службу в ВС РФ, с 16 ноября 2009 года истцу назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". С 16 ноября 2009 года по 01 апреля 2014 года истец проходил службу в должности заместителя начальника кадровой службы ЦТУ ФТС России. 17 марта 2014 года истец обратился в военный комиссариат города Москвы с заявлением о возобновлении ему выплаты пенсии за выслугу лет, о чем ему было отказано ответчиком 07 мая 2014 года со ссылкой на ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1. С данным решением истец не согласен, поскольку оно противоречит положениям действующего законодательства.
Военный комиссариат города Москвы обратился в суд со встречным исковым заявлением к Пушкину А.В. о признании незаконным назначения указанной пенсии, взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований ответчик ссылается на отсутствие у истца права на назначение указанной пенсии по линии Министерства обороны РФ, поскольку он проходил службу в таможенных органах, в связи с необоснованным получением пенсии образовалась переплата за период с 16 ноября 2009 года по 31 января 2013 года в размере *** рублей *** копейки.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав представителей ответчика Б.Ю.П., Л.Е.Ю., истца, его представителя Т.Г.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Пушкин А.В. с августа 1974 года по 15 ноября 2009 года проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
С 16 ноября 2009 года Пушкину А.В. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
С 16 ноября 2009 года по 01 апреля 2014 года истец проходил службу в должности заместителя начальника кадровой службы ЦТУ ФТС России.
25 января 2013 года Пушкин А.В. обратился в Военный комиссариат города Москвы с заявлением о прекращении выплаты пенсии с 01 февраля 2013 года в связи с прохождением службы в ФТС России. С 31 января 2013 года выплата пенсии истцу была прекращена.
17 марта 2014 года Пушкин А.В. обратился в Военный комиссариат города Москвы с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, в чем ему было отказано ответчиком 07 мая 2014 года.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
Согласно п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Частями 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведен исчерпывающий перечень видов службы, которые в соответствии с п. "а" ст. 13 (для лиц, имеющих выслугу 20 лет и более) данного Закона засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии; служба в таможенных органах в этом перечне отсутствует.
Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 назначена истцу обоснованно, при этом оснований для приостановления выплаты данной пенсии не имелось, поскольку истец с ноября 2009 года проходил службу в таможенных органах, не тождественную военной службе.
В данной связи суд признал незаконным и подлежащим отмене решение Военного комиссариата города Москвы от 07 мая 2014 года об отказе в возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, обязал ответчика возобновить в пользу истца выплату указанной пенсии с учетом установленной индексации пенсионных выплат. Вместе с тем, суд указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований встречного искового заявления о признании незаконным назначения Пушкину А.В. пенсии, взыскании денежных средств.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Ссылка в апелляционной жалобе на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П не влечет отмену решения суда.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
Таким образом, выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании ч. 6 ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ,
определила:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 13 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.