Судья: Душкина А.А. Гр. дело N33-29247
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Сергеевой Л.А.
и судей: Вишняковой Н.Е., Смирновой Ю.А.
при секретаре С* С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е.
дело по апелляционной жалобе Багровой С.С. на решение Никулинского районного суда города Москвы от 04 марта 2015 года, которым постановлено:
Взыскать с Багровой С* С* в бюджет г. Москвы задолженность по оплате земельного налога в размере * рублей * копеек, сумму пени * рубля * копеек, государственную пошлину в размере * рублей * копеек, а всего * рублей * копеек.
установила:
ИФНС России N 24 по г. Москве обратилась в суд с иском, с учётом уточнений, к Багровой С.С. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу, поскольку ответчик надлежаще не исполнила обязанности по уплате налога на имущество физических лиц.
Представитель истца в судебное заседание явился, доводы искового заявления поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в суд явилась, исковые требования признала в части суммы задолженности по налогу по земельному участку с кадастровым номером *, по земельному участку с кадастровым номером * не согласилась, поскольку в спорный период кадастровая стоимость не была установлена и должна применяться номинальная стоимость.
Суд постановил вышеуказанное решение, не согласившись с указанным решением, Багрова С.С. подала апелляционную жалобу, в которой просила изменить судебное решение.
Проверив в порядке ст. 327-1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы материалы дела, выслушав представителя истца- Степанова Д.О., представителя ответчика- адвоката Моисеенко Е.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит изменению в части определения размера пеней. В остальной части судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного решения, как постановленного с учётом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Багрова С.С. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: *, с кадастровым номером *, площадью 2.130 кв.м., кадастровой стоимостью * рублей, а также земельного участка, расположенного по адресу: *, с кадастровым номером *, площадью 21.215 кв.м., кадастровой стоимостью * рублей.
Согласно ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
В соответствии со ст.45 НК РФ , налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно п.1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Законом города Москвы от 24.11.2004г. N 71 "О земельном налоге" установлена налоговая ставка в отношении прочих земельных участков в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Ответчику было направлено налоговое уведомление N*, об оплате земельного налога в размере * рублей * копеек.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Земельный налог не был внесен в установленные в уведомлении сроки в полном объеме, в связи с чем, налогоплательщику было направлено требование об оплате налога N * от 10.12.2013г. об оплате налога и пени со сроком уплаты до 29.01.2014г.
В период нахождения дела в производстве суда, задолженности была частично погашена.
Удовлетворяя исковые требования , суд исходил из того, что Багровой С.С. не исполнена обязанность по уплате земельного налога в полном объёме. С доводами представителя ответчика об отсутствии надлежащих сведений о кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером *, суд обоснованно не согласился, поскольку согласно ответа на судебный запрос из ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, кадастровая стоимость на земельный участок с кадастровым номером * на 01.01.2012 г. установлена в размере * рублей. Именно указанная кадастровая стоимость учтена при произведении расчета суммы налога налоговым органом.
Выводы суда первой инстанции подтверждаются материалами дела.
С приведенными в решении суда мотивами, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия соглашается.
В апелляционной жалобе ответчик вновь выражает несогласие с кадастровой стоимостью земельного участка N*
Однако, данный довод не может служить основанием для отмены судебного решения в силу следующего.
В соответствии со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п.1 ст.23, п.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с пп.1.1 п.1 ст. 3 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N71 "О земельном налоге", налогоплательщики земельного налога -физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст.391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N71 "О земельном налоге" установлена налоговая ставка в отношении прочих земельных участков в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37, а также Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", устанавливается следующий порядок обмена в электронном виде сведениями о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой: Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации предоставляют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества (далее - сведения) в соответствующие Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления ФНС России).
На основании указанных документов вся информация передается в электронном формате.
В соответствии с п. 1 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
18.12.2012 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ N24 по г. Москве в соответствии со ст.389, 391 НК РФ и ст. 2 и 3 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N71 "О земельном налоге" в электронном виде получены сведения от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) относительно кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер *, принадлежащего гражданке Багровой С.С.
Согласно сведениям, предоставленным Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), 01.01.2012 произведена оценка кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер *, которая составляет * рублей.
Данная стоимость была также предоставлена Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в ответ на судебный запрос (л.д.89-90).
Никаких иных сведений ни у суда, ни у налогового органа о кадастровой стоимости земельного участка как на момент расчёта налога, так и на момент вынесения решения, не имелось.
При таких данных, суд пришёл к обоснованному выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания земельного налога.
В соответствии с п.п.3,4 ст.75 НК РФ , пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчику в связи с неуплатой налога начислена пеня, т.к. в установленный законом срок Багровой С.С. не была исполнена обязанность по уплате налога. В связи с чем, суд пришёл к обоснованному выводу о законности начисления пени.
Не находя оснований для отмены решения, судебная коллегия полагает, что решение суда в части определения размера пени подлежит изменению в силу следующего.
В соответствии с п.2 ст.6.1. НК РФ, течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п.7 ст.6.1. НК РФ).
Законом города Москвы "О земельном налоге" (в применимой редакции), срок уплаты земельного налога за 2012 год установлен как не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.3).
В 2013 году 01 декабря (срок уплаты земельного налога за 2012 год) приходится на воскресенье, соответственно последним днем срок уплаты налога являлось 02.12.2013г. и исчислять с этой даты пени за несвоевременную уплату налога, как посчитал суд первой инстанции, неправомерно.
Согласно пп.3 п.3.ст.45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Имеющимися в материалах дела копиями чек-ордеров подтверждается, что денежные средства для перечисления их в счет уплаты налога были переданы Багровой С.С. в банк 19.02.2014г. и 15.08.2014г. (л.д.101).
Однако расчет пени суд произвёл с учетом не указанных дат, а с дат 22.02.2014г. и 19.08.2014г. При этом, в решении не приведено мотивировав, почему именно данные даты взяты за основу.
С учётом изложенного, пени подлежат взысканию в следующем размере:
* руб. х 78 дней (за период с 03.12.2013г. по 18.02.2014г.) х 8,25 % (ставка рефинансирования) х 1/300 (ставка пени) = * рублей;
* рублей х 177 дней (за период с 19.02.2014г. по 14.08.2014г.) х 8,25 % х 1/300 = * рублей.
* рублей х 180 дней (за период с 15.08.2014г. по 10.02.2015г.) х 8,25 % х 1/300 = * рублей.
Итого сумма пени: * рублей + * рублей + * рублей = *рублей * коп. (а не * рубля * коп.)
Таким образом, решение суда в этой части подлежит изменению с уменьшением размера пени до * руб. * коп.
Судебная коллегия не находит оснований для снижения размера пени в связи со следующим.
В соответствии со статьей 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений установлены Главой 15 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ ,к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Однако НК РФ не установлена возможность применения норм ГК РФ к положениям об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговые правоотношения по своей сути не являются обязательствами по смыслу, какой им придан ГК РФ. Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 года N 202-О.
Пени в рассматриваемом деле исчислены налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ и взыскиваются с налогоплательщика за несвоевременную уплату налога, в то время как согласно ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, под которой согласно ст. 330 ГК РФ признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Таким образом, снижение размера пени со ссылкой на положения статьи 333 ГК РФ противоречит действующему налоговому законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2015 года изменить, снизив размер пени , подлежащих взысканию с Багровой С.С., до *руб. * коп.
В остальной части решение Никулинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Багровой С.С.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.