Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу С.И.Е. в защиту интересов Открытого страхового акционерного общества "Ингосстарх" (далее ОСАО "Ингосстрах", Общество) на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 398 района Замоскворечье города Москвы от 24 октября 2014 года и решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 18 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 398 района Замоскворечье города Москвы от 24 октября 2014 года ОСАО "Ингосстрах" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Решением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 18 декабря 2014 года постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 398 района Замоскворечье города Москвы от 24 октября 2014 года изменено: в описательной части постановления указано "в срок до 07 августа 2014 года включительно". В остальной части данное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника С.И.Е. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе С.И.Е. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, ссылаясь на то, что у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей отсутствуют полномочия по проведению проверки деятельности Общества, как субъекта страхового дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи и решение судьи районного суда подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит, помимо иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ наступает за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 14.24 и ч. 9 ст. 15.29 КоАП РФ.
Согласно п. 5 ст.11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Как усматривается из материалов дела, в рамках исполнения распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 23 июля 2014 года о проведении документарной внеплановой проверки в отношении Общества с целью контроля соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в адрес ОСАО "Ингосстрах" (юридический адрес: _.) направлен запрос от 23 июля 2014 года о предоставлении в административный орган материалов, необходимых для проведения проверки, а именно: объяснений по заявлению _, в том числе оснований для заключения потребителем полиса ГО и страхования случаев смерти и увечья пассажиров и водителя при оформлении полиса КАСКО; копий учредительных документов; копий протокола об избрании руководителя ОСАО "Ингосстрах", в десятидневный срок со дня получения запроса. Однако в установленный срок истребуемые документы не были представлены в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, в связи с чем действия Общества были квалифицированы по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
14 августа 2014 года главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в отношении ОСАО "Ингосстрах" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Сделав вывод о виновности Общества в совершении административного правонарушения, судебные инстанции указали на обязанность Общества представить в орган государственного надзора указанные в запросе документы в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. При этом судья районного суда, изменяя мотивировочную часть постановления мирового судьи, пришёл к выводу о том, распоряжение должностного лица и мотивированный запрос о предоставлении документов были направлены в адрес Общества по электронной почте и факсу 24 июля 2014 года и были получены Обществом в этот же день, в связи с чем обязанность по предоставлению документов должна быть исполнена Обществом до 07 августа 2014 года.
Между тем с указанными выводами мирового судьи и судьи районного суда нельзя согласиться.
Как указано выше, Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в рамках поведения документарной внеплановой поверки в адрес законного представителя Общества 24 июля 2014 года по факсимильной связи и электронной почте направлен мотивированный запрос о представлении необходимых документов в течение 10 рабочих дней момента получения названного запроса.
Между тем, действующим законодательством не предусмотрена возможность направления мотивированного запроса должностного лица органа государственного надзора в форме факсимильного или электронного сообщения.
Более того, согласно пп. 1 п. 39 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утверждённого приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 года N 764 (далее - Административный регламент), содержание административного действия по ознакомлению лиц, подлежащих проверке, с распоряжением (приказом) о проведении проверки и иной информацией о проверке, представление которой является обязательной, заключается, в том числе, в направлении заверенной печатью копии распоряжения (приказа) о проведении проверки вместе с запросом Роспотребнадзора (его территориального органа), направляемого в адрес лица, подлежащего проверке, с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
Пунктом 46 Административного регламента установлено, что в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса лицо, подлежащее проверке, направляет указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных печатью (при её наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя.
Следовательно, при передаче распоряжения должностного лица и мотивированного запроса о предоставлении документов в адрес проверяемого юридического лица факсимильной связью либо посредством электронной почты досылка заверенных печатью органа государственного надзора копий названных документов является обязательной.
Как следует из материалов дела, мотивированный запрос Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу о предоставлении документов направлен в адрес ОСАО "Ингосстрах" по почте 29 июля 2014 года и был получен Обществом только 04 августа 2014 года, что подтверждается соответствующей распиской о вручении корреспонденции (л.д. 23).
Таким образом, срок исполнения обязанности по предоставлению Обществом истребуемых органом государственного надзора документов истёк 18 августа 2014 года.
При таких обстоятельствах предусмотренный п. 5 ст.11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и п. 46 Административного регламента срок на момент составления в отношении ОСАО "Ингосстрах" протокола об административном правонарушении от 14 августа 2014 года не истёк, то есть событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, не наступило.
Следовательно, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 398 района Замоскворечье города Москвы от 24 октября 2014 года и решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 18 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении ОСАО "Ингосстрах", нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по данному делу, - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 398 района Замоскворечье города Москвы от 24 октября 2014 года и решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 18 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении ОСАО "Ингосстрах" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.