Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-09/2015 по заявлению Закрытого акционерного общества "ЭКСПОЦЕНТР" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Закрытое акционерное общество "ЭКСПОЦЕНТР" 06 ноября 2014 года обратилось в Московский городской суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:01:0004042:1004, площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 77:03:0001001:40, площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 77:01:0004041:13, площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 77:01:0004042:11, площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * рублей, * рублей, * рублей, * рублей соответственно. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что является арендатором указанных земельных участков, несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права заявителя как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель заявителя ЗАО "ЭКСПОЦЕНТР" (по доверенности) Журина О.И. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Решетников Д.К., представляющий также интересы Департамента городского имущества города Москвы, в судебном заседании требования заявителя не признал, считал, что заявителем не представлено достоверных доказательств, которые бы подтверждали его требования, указав, что выводы эксперта, содержащиеся в заключении, выполненном на основании определения суда, о величине рыночной стоимости объектов оценки не могут быть признаны обоснованными.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, регламентирован в подразделе III Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 249 ГПК РФ в соответствии с правилами распределения бремени доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, на заявителя возложена обязанность по доказыванию нарушений его прав и законных интересов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО "ЭКСПОЦЕНТР" является арендатором земельных участков с кадастровым номером 77:01:0004042:1004, площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 77:03:0001001:40, площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 77:01:0004041:13, площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 77:01:0004042:11, площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, предоставленных в аренду для эксплуатации зданий и сооружений под выставочный комплекс с благоустройством территории сроком на 49 лет, что подтверждается договорами аренды земельного участка N М-01-014855 от 27 августа 1999 года, N М-01-014811 от 25 августа 1999 года, N М-01-014805 от 25 августа 1999 года, NМ-03-036354 от 15 ноября 2011 года, дополнительными соглашениями к ним.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2013 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:01:0004042:1004 составила * рублей, с кадастровым номером 77:03:0001001:40 - * рублей, с кадастровым номером 77:03:0004041:13 - * рубля, с кадастровым номером 77:01:0004042:11 - * рублей; данная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве таковой.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Пунктом 3.4 договоров аренды земельного участка N М-01-014855 от 27 августа 1999 года, N М-01-014811 от 25 августа 1999 года, N М-01-014805 от 25 августа 1999 года, NМ-03-036354 от 15 ноября 2011 года, заключённых между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ЗАО "ЭКСПОЦЕНТР", установлено, что размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и (или) коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и (или) г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в договор.
Размер арендной платы за земельные участки определяется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" и составляет в отношении категории спорных земельных участков 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков.
Принимая во внимание зависимость величины арендной платы от кадастровой стоимости арендуемых объектов недвижимости, несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права заявителя как арендатора земельных участков и плательщика арендной платы.
Следовательно, заявитель, являясь арендатором земельных участков, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этих участков в размере их действительной рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08 апреля 2000г. (действовало до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255 (далее - ФСО N 2), установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утверждённая в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утверждённым Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010г. N 508 (далее - ФСО N 4), было определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3).
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой оценки земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта оценки.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, ЗАО "ЭКСПОЦЕНТР" представило отчеты об оценке от 05 марта 2014 года N03/0214, от 17 марта 2014 года N 06/0214, N 07/0214, от 28 марта 2014 года N 08/0214, выполненные ООО "БСГ-Консалтинг групп" по заказу заявителя, в которых по состоянию на 01 января 2013 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:01:0004042:1004 определена в размере * рублей, с кадастровым номером 77:03:0001001:40 - в размере * рубль, с кадастровым номером 77:01:0004041:13 - в размере * рублей, с кадастровым номером 77:01:0004042:11 - в размере * рублей.
Согласно экспертным заключениям от 15 сентября 2014 года NN Э14-0318-01-01, Э14-0318-02-01, Э14-0318-03-01, Э14-0421-02-01, подготовленным Некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка", отчёты об оценке от 05 марта 2014 года N03/0214, от 17 марта 2014 года N 06/0214, N 07/0214, от 28 марта 2014 года N 08/0214 соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 14 октября 2014 года NN 51-2807/2014, 51-2808/2014, 51-2809/2014, 51-2813/2014 отклонены заявления ЗАО "ЭКСПОЦЕНТР" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены замечания на отчёты об оценке от 05 марта 2014 года N03/0214, от 17 марта 2014 года N 06/0214, N 07/0214, от 28 марта 2014 года N 08/0214 и другие отчёты об оценке от 20 января 2015 года NN 1/15, 2/15, 3/15, 4/15, составленные Обществом с ограниченной ответственностью "*" по заказу Департамента городского имущества города Москвы. Согласно этим отчётам рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:01:0004042:1004 определена в размере * рублей, с кадастровым номером 77:03:0001001:40 - в размере * рублей, с кадастровым номером 77:01:0004041:13 - в размере * * рублей, с кадастровым номером 77:01:0004042:11 - в размере * рублей.
В связи с глубокими противоречиями в представленных сторонами отчётах об определении рыночной стоимости земельных участков и существенным расхождением их итоговой рыночной стоимости, определённой в них, определением суда от 17 февраля 2015 года, по ходатайству представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004042:1004, 77:03:0001001:40, 77:01:0004041:13, 77:01:0004042:11, производство которой поручено Некоммерческому партнерству "*".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 12 марта 2015 года N 005/03/2015-ЗЭ, составленному НП "*", рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:01:0004042:1004 по состоянию на 01 января 2013 года составляет * рублей, с кадастровым номером 77:03:0001001:40 - * рублей, с кадастровым номером 77:01:0004041:13 - * рублей, с кадастровым номером 77:01:0004042:11 - * рублей.
Поскольку в правильности и обоснованности экспертного заключения от 12 марта 2015 года N005/03/2015-3Э, составленного экспертом НП "Деловой союз судебных экспертов", возникли сомнения (отсутствует подписка эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ); структура и содержание заключения не соответствуют требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; не проведен анализ рынка оцениваемых земельных участков; не установлены важные ценоопределяющие параметры земельных участков; отказ от применения доходного подхода оценки земельных участков экспертом не обоснован), по ходатайству представителя ЗАО "ЭКСПОЦЕНТР", назначена повторная судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004042:1004, 77:03:0001001:40, 77:01:0004041:13, 77:01:0004042:11, производство которой поручено Федеральному бюджетному учреждению Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 01 июня 2015 года N 1443/19-2, составленному ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:01:0004042:1004 по состоянию на 01 января 2013 года составляет * рублей, с кадастровым номером 77:03:0001001:40 - * рублей, с кадастровым номером 77:01:0004041:13 - * рублей, с кадастровым номером 77:01:0004042:11 - * рублей.
На основании заключения экспертов ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России заявитель уточнил требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:01:0004042:1004 в размере рыночной * рублей, с кадастровым номером 77:03:0001001:40 - * рублей, с кадастровым номером 77:01:0004041:13 - * рублей, с кадастровым номером 77:01:0004042:11 - * рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нём выводов.
Не доверять выводам экспертов ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Макеева А.В., Воронцова М.Э. у суда оснований не имеется, так как они мотивированны, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом. Эксперты предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, их выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности.
Эксперты Макеев А.В., Воронцов М.Э. имеют высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности (более 10 лет), составленное ими заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Так, из заключения следует, что при его подготовке эксперты использовали сравнительный и доходный подходы к оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что не противоречит Федеральным стандартам оценки и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, а также Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; отказ от использования затратного подхода к оценке земельных участков экспертами обоснован; все корректировки, применяемые в расчетах, обоснованы в применении; расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными; приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке земель города Москвы на дату оценки и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость, о местоположении земельных участков, их количественных и качественных характеристиках, а также наиболее эффективном использовании объектов оценки, экспертами произведен качественный анализ подобранных объектов-аналогов в целях их сопоставления, а также анализ доходов, которые объекты оценки способны приносить, верно определены связанные с объектами оценки расходы; для получения рыночной стоимости объектов оценки эксперты осуществили согласование (обобщение) результатов расчета стоимости объектов оценки при использовании различных подходов; в заключении эксперты ответили на поставленные перед ними вопросы, оснований сомневаться в установленной экспертами рыночной стоимости земельных участков суд не находит.
Доводы заинтересованных лиц о несоответствии заключения экспертов ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и недостоверности определённой экспертами рыночной стоимости земельных участков, основаны на предположении и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Однако эти требования не исключают возможность производства судебной экспертизы по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний, и которые поставлены перед экспертом судом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в том числе с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Деятельность по организации и производству судебной экспертизы регулируется специальным законодательством: Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", гражданским процессуальным законодательством.
Заключение экспертов ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, как уже отмечалось выше, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ, в том числе его статьям 8, 25, и нормам гражданского процессуального законодательства.
Правильность заключения экспертов ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, отвечающего требованиям статей 79, 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованными лицами не опровергнута; эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем ими дана соответствующая подписка, доводы заинтересованных лиц о том, что экспертное заключение не может достоверно подтвердить рыночную стоимость земельных участков, в том числе доводы относительно объектов-аналогов для прямого сравнения продаж, ошибочности введенных поправок по ценообразующим факторам, учета не всех ценообразующих факторов, основаны на предположениях, не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Во всяком случае, ходатайств о повторной экспертизе, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения ФБУ РФЦСЭ от 01 июня 2015 года N 1443/19-2 и установленной в нем рыночной стоимости спорных объектов, заинтересованными лицами Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы не заявлено.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что экспертное заключение ФБУ РФЦСЭ от 01 июня 2015 года N 1443/19-2, на основании которого заявитель просит установить кадастровую стоимость земельных участков, является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки и может быть положено в основу решения.
К представленным в материалы дела отчетам об оценке от 20 января 2015 года NN 1/15, 2/15, 3/15, 4/15, составленным Обществом с ограниченной ответственностью "*", суд относится критически, поскольку указанные отчеты составлены во вне судебном порядке по заказу Департамента городского имущества города Москвы, являющегося заинтересованным лицом по настоящему делу. Кроме того, на данные отчеты не получено положительное экспертное заключение, а выводы, содержащиеся в них о величине рыночной стоимости, опровергаются заключением судебной экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, которому суд доверяет.
На отчетах об оценке рыночной стоимости земельных участков от 05 марта 2014 года N03/0214, от 17 марта 2014 года N 06/0214, N 07/0214, от 28 марта 2014 года N 08/0214, составленных ООО "*", заявитель свои требования в настоящее время не основывает.
Таким образом, суд считает, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, определенной в заключении экспертов ФБУ РФЦСЭ по результатам судебной оценочной экспертизы от 01 июня 2015 года N 1443/19-2 по состоянию на 01 января 2013 года в размере * рублей, * рублей, * рублей, * рублей соответственно подлежит удовлетворению, такие требования заявителя являются обоснованными, рыночная стоимость земельных участков подтверждена надлежащими доказательствами, определена на основании результатов судебной экспертизы на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Поскольку требования ЗАО "ЭКСПОЦЕНТР" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в суд 06 ноября 2014 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Доводы заинтересованных лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что для спорных земельных участков рыночная стоимость не может быть установлена, являются неправильными, поскольку стоимость земельного участка определяется исходя из принципов, заложенных в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то есть определяется наиболее вероятная цена, по которой данный объект недвижимости может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Кроме того, отклоняя указанные доводы, суд также учитывает, что исходя из понятия кадастровой стоимости, приведённого в пункте 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N508, под кадастровой стоимостью понимается ни что иное как рыночная стоимость объекта недвижимости, определённая, как правило, методами массовой оценки. Таким образом, поскольку Правительством Москвы для спорных земельных участков установлена кадастровая стоимость, заявитель, чьи права и обязанности она затрагивает, вправе требовать её пересмотра при определении рыночной стоимости названных объектов недвижимости.
Нельзя согласиться с доводами заинтересованных лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что заявитель, требуя установления рыночной стоимости земельных участков, по существу оспаривает их потенциальную цену продажи и пытается в одностороннем порядке изменить условия договора аренды, поскольку установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка, и внесение её в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта его уникальных характеристик.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объектов недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этих объектов, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Доводы заинтересованных лиц о том, что оспариваемая заявителем кадастровая стоимость земельных участков в настоящее время пересмотрена применительно к следующему налоговому периоду постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года, правового значения не имеют и на вывод о пересмотре результатов определения предыдущей кадастровой стоимости не влияют.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Как уже указывалось выше, заявление подано в суд 06 ноября 2014 года и в нем ЗАО "ЭКСПОЦЕНТР" просило пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, то есть заявление подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
При таких данных, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" учёт изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае её пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Поскольку судом установлена рыночная стоимость земельных участков, отличная от указанной в первоначальном заявлении, судебные расходы, понесённые заявителем в связи с оплатой судебной экспертизы, относятся на него (статья 98 ГПК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.