Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-449/2015 по заявлению Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконными и отмене в части постановления Московской городской Думы от 24 июня 2015 года N129 "Об инициативе по проведению референдума города Москвы", решения Московской городской избирательной комиссии от 25 июня 2015 года N 110/1 "Об инициативной группе по проведению референдума города Москвы", приостановлении их действия, возложении на Московскую городскую Думу и Московскую городскую избирательную комиссию обязанности повторно рассмотреть ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы и принять решение, отвечающее требованиям закона,
установил:
Московское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - МГО ПП КПРФ) обратилось в Московскую городскую избирательную комиссию с инициативой проведения референдума города Москвы по вопросам:
1. Поддерживаете ли Вы "Реформу системы образования", проводимую Правительством Москвы путем слияния учреждений среднего и дошкольного образования города Москвы в образовательные комплексы?
2. Поддерживаете ли Вы "Реформу системы здравоохранения", проводимую Правительством Москвы путем укрупнения медицинских учреждений города Москвы, приведшую к закрытию 26 больниц и сокращению нескольких тысяч медицинских работников?
3. Считаете ли Вы необходимым восстановить на Лубянской площади города Москвы памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому?"
Московской городской Думой 24 июня 2015 принято постановление N 129 "Об инициативе по проведению референдума города Москвы", которым вопросы 1 и 2 признаны не соответствующими требованиям статьи 5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве", вопрос 3 признан соответствующим требованиям статьи 5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11.
На основании данного постановления решением Московской городской избирательной комиссии (далее Мосгоризбирком) от 25 июня 2015 N 110/1 зарегистрирована инициативная группа по проведению референдума города Москвы по вопросу "Считаете ли Вы необходимым восстановить на Лубянской площади города Москвы памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому?", в регистрации инициативной группы по первым двум вопросам отказано.
МГО ПП КПРФ обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными и отменить постановление Московской городской Думы от 24 июня 2015 года N 129 "Об инициативе по проведению референдума города Москвы" в части признания вопросов 1 и 2 не отвечающими требованиям закона и решение Мосгоризбиркома от 25 июня 2015 года N 110/1 в части отказа в регистрации инициативной группы по данным вопросам, приостановить действие оспариваемых постановления и решения, возложить на Московскую городскую Думу и Мосгоризбирком обязанность повторно рассмотреть ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы и принять решение, отвечающее требованиям закона. Свои требования заявитель мотивирует тем, что поставленные вопросы могут быть вынесены на референдум города Москвы, не влекут неоднозначного толкования, сформулированы на основании обращений жителей Москвы, соответствуют требованиям пунктов 1-2, 5-8 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", и статьи 5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве".
Представитель заявителя (по доверенности) Биджев М.И. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Московской городской Думы (по доверенности) Сомина Е.И. требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что предлагаемые МГО ПП КПРФ для вынесения на референдум Москвы вопросы, отклоненные Московской городской Думой, не соответствуют требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и статьи 5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N11, в силу которых вопросы референдума должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Представитель заинтересованного лица Мосгоризбиркома (по доверенности) Реут Д.А. требования не признал, считал их необоснованными, просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что оспариваемое решение от 25 июня 2015 года N 110/1 принято Мосгоризбиркомом в строгом соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя МГО ПП КПРФ, представителей Московской городской Думы, Мосгоризбиркома, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в референдуме, являющегося высшим непосредственным выражением власти народа.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
На территории города Москвы действует Закон города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве".
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума.
В силу пунктов 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации. Для получения соответствующего статуса и возможности осуществления последующих действий инициативная группа должна обратиться в соответствующую избирательную комиссию с ходатайством о регистрации.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
В силу пункта 5 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям указанного Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Пунктом 6 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ обязанность проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям статьи 12 данного федерального закона (вопросы референдума), возлагается на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В том случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 названного Федерального закона, избирательная комиссия отказывает инициативной группе в регистрации.
Аналогичные положения закреплены в статьях 8, 9 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11.
В силу пунктов 2, 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и аналогичных по содержанию частей 1, 5 статьи 5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. Вопросы референдума должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Пунктом 1 статьи 73 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен принцип императивности решения референдума, в силу которого решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Как усматривается из материалов дела, 27 января 2015 года Бюро Комитета МГО ПП КПРФ принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума города Москвы.
03 февраля 2015 года в Мосгоризбирком поступило ходатайство Бюро Комитета МГО ПП КПРФ о регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Решением Мосгоризбиркома от 17 февраля 2015 года N 107/2 в регистрации инициативной группы отказано.
Данное решение Мосгоризбиркома было обжаловано МГО ПП КПРФ в судебном порядке и решением Московского городского суда от 15 мая 2015 года, вступившим в законную силу, решение Мосгоризбиркома от 17 февраля 2015 года N 107/2 "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы" признано незаконным и отменено, на Мосгоризбирком возложена обязанность в течение 15 дней, с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть ходатайство от 27 января 2015 года о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы.
Решением Мосгоризбиркома от 11 июня 2015 года N 109/1 ходатайство Бюро комитета МГО ПП КПРФ о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы по вышеуказанным вопросам и приложенные к нему документы признаны соответствующими требованиям Устава города Москвы и Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11. Указанные документы направлены в Московскую городскую Думу.
Московской городской Думой 24 июня 2015 года принято постановление N 129, которое в части признания вопросов 1 и 2 не отвечающими требованиям закона оспаривается заявителем.
Из содержания постановления Московской городской Думы от 24 июня 2015 года N 129, объяснений представителей Московского городской Думы и Мосгоризбиркома следует, что основанием для признания вопросов 1 и 2 не соответствующими требованиям статьи 5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11, явилась их правовая неопределенность.
Суд соглашается с тем, что предлагаемые МГО ПП КПРФ для вынесения на референдум Москвы вопросы, отклоненные Московской городской Думой, не соответствуют вышеприведенным требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N11, поскольку порождают неопределенность правовых последствий тех решений, которые могут быть приняты на референдуме.
Положительный или отрицательный ответ на вопросы 1 и 2 не повлечет правовых последствий, в том числе не указывает на необходимость принятия каких-либо правовых актов города Москвы или управленческих решений в области образования или здравоохранения, и не повлияет на изменение правового статуса реорганизованных учреждений и их работников, а используемые в указанных вопросах понятия "Реформа системы образования", "Реформа системы здравоохранения" не имеют определенного, исключающего множественное толкование содержания.
В городе Москве отсутствует какой-либо нормативный правовой акт, содержащий понятия "Реформа системы образования", "Реформа системы здравоохранения" и определяющий основные направления таких реформ.
Кроме того, в соответствии с пунктами "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и здравоохранения относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из содержания вопросов 1 и 2 следует, что они сводятся исключительно к реорганизации образовательных и медицинских учреждений и проводимым организационно-штатным мероприятиям.
Между тем на территории Российской Федерации действуют государственные программы, регламентирующие развитие образования и здравоохранения.
Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р "Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации" утвержден перечень государственных программ Российской Федерации, в число которых входят государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы".
Государственная программа "Развитие здравоохранения" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294, а государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы" - постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295.
Указанные программы определяют основные направления деятельности органов государственной власти как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривают оптимизацию деятельности образовательных и медицинских учреждений (в частности, путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов). Названные программы реализуются в том числе и органами государственной власти города Москвы.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что имеются достаточные основания для вывода о том, что Московская городская Дума обоснованно признала вопросы 1 и 2 не соответствующими требованиям статьи 5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11.
Поскольку 24 июня 2015 года Московской городской Думой вынесено постановление N 129, которым вопросы 1, 2, предлагаемые инициативной группой МГО ПП КПРФ для вынесения на референдум города Москвы, признаны не отвечающими требованиям закона, решение Мосгоризбиркома от 25 июня 2015 года N 110/1 об отказе в регистрации инициативной группы МГО ПП КПРФ по проведению референдума города Москвы по указанным двум вопросам соответствует требованиям статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Утверждение заявителя о фактическом лишении жителей Москвы права участвовать в референдуме города Москвы, что влечет утрату реального содержания этого права, не основано на нормах Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и аналогичных по содержанию нормах Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11, регламентирующих процедуру реализации гражданами своего права на участие в референдуме, определяющих круг вопросов, которые не могут выноситься на референдум в целях соблюдения конституционных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина.
Граждане Российской Федерации обладают правом вынесения на референдум всех вопросов государственного значения, если их формулировки и содержание отвечают требованиям закона. Это подтверждается и тем фактом, что Московская городская Дума признала предлагаемый заявителем вопрос под N 3 соответствующим требованиям статьи 5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11, в связи с чем этот вопрос может быть вынесен на референдум.
Оспариваемые постановление Московской городской Думы и решение Мосгоризбиркома действующему законодательству не противоречат, приняты соответствующими органами в пределах предоставленных им полномочий и с соблюдением порядка, установленного федеральным законодательством, поэтому заявление МГО ПП КПРФ о признании незаконными и отмене в части постановления Московской городской Думы от 24 июня 2015 года N129, решения Мосгоризбиркома от 25 июня 2015 года N 110/1, приостановлении их действия, возложении на Московскую городскую Думу и Мосгоризбирком обязанности повторно рассмотреть ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы и принять решение, отвечающее требованиям закона, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявления Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконными и отмене в части постановления Московской городской Думы от 24 июня 2015 года N129 "Об инициативе по проведению референдума города Москвы", решения Московской городской избирательной комиссии от 25 июня 2015 года N 110/1 "Об инициативной группе по проведению референдума города Москвы", приостановлении их действия, возложении на Московскую городскую Думу и Московскую городскую избирательную комиссию обязанности повторно рассмотреть ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы и принять решение, отвечающее требованиям закона, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.