Судья Гривко О.Н. Дело N 7-7586/2015
РЕШЕНИЕ
28 июля 2015 г. г. Москва
Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ОАО "РЖД" - С***И.В. на решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 17 июня 2015 г., которым оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу А***Г.М. N10-35/710 от 28 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД", жалоба ОАО "РЖД"- оставлена без удовлетворения,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу А***Г.М. N***от 28 апреля 2015 года ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 17 июня 2015 г. названное выше постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Не согласившись с данным решением судьи, законный представитель ОАО "РЖД" С***И.В. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит вынесенные по настоящему делу постановления отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что судом не были приняты во внимание все обстоятельства дела, вина ОАО "РЖД" не была доказана, доказательства получены с нарушением закона, отсутствует событие административного правонарушения.
В судебное заседании законный представитель ОАО "РЖД" - З***Т.И. явился, жалобу и доводы, изложенные в ней поддержал.
Изучив доводы жалобы, заслушав законного представителя ОАО "РЖД" - З***Т.И., нахожу решение судьи законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую, среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 14 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ) предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Из положений п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ следует, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических воздействий на атмосферный воздух, обязаны осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, а также планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Согласно п.7 ст. 15 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни здоровья человека и окружающей природной среды не установлена.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в период с 26 декабря 2014 г. по 11 января 2015 г. в районе станции К***Октябрьской железной дороги ОАО "РЖД" в ходе осуществления (отстоя 2-х составов пассажирских поездов) в нарушение ст. 14, 23 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ допустило выброс вредны (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а именно: азота диоксид, азота оксид, бенз(а)пирен, зола углей, оксид углерода, оксиды серы в количестве ***тонны, *** тонны, ***тонны. ***тонны, ***тоны, 0,1707300 тонны соответственно, входящих в "Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учёту и нормированию", утверждённому Приказом Минприроды России от 31.12.2010 года N 579.
Таким образом, ОАО "РЖД" допустило эксплуатацию стационарного источника выброса вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО "РЖД" подтверждаются следующими доказательствами: постановлением по делу об административном правонарушении от 28 апреля 2015 года протоколом об административном правонарушении N***; определением об истребовании сведений; представлением N***от 28 апреля 2015экспертным заключением; определением об истребовании сведений от 16 марта 2015 года; постановлением по делу об административном правонарушении от 23 марта 2015 года; определением об истребовании сведений от 13 февраля 2015 года; определением об истребовании сведений от 03 февраля 2015 года; протоколом об осмотре принадлежащим юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N***от 21 января 2015 г.
Судьей первой инстанции в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные судом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного постановления, что нашло свое отражение в постановлении суда.
Ссылка заявителя на то, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, вина ОАО "РЖД" не доказана, является несостоятельной. Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Действия ОАО "РЖД" правильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что материалами настоящего дела достоверно установлено, что с 14.12.2014 года, ОАО "РЖД" осуществлялся отстой составов поездов сообщением Санкт-Петербург-Москва (согласно представленному Акционерным обществом "***" (далее -АО "***" плану-графику отстоя поездов). Отопление поездов осуществлялось посредством сжигания каменного угля в котле отопления, установленного в вагонах поездов. Факт отстоя поездов на станции К*** Октябрьской железной дороги ОАО "РЖД" помимо указанного плана-графика также подтверждается письмом ОАО "РЖД" (исх. N *** 2014 года ). В соответствии с инструкцией по эксплуатации электрического и комбинированного отопления вагонов пассажирских и почтово-багажных поездов N *** от *** 1996 года отопление вагонов на Октябрьской железной дороге осуществляется в период с 20 сентября по 05 мая. По данным ОАО "РЖД" станция К***не оснащена высоковольтными колонками для электрического обогрева вагонов в зимний период. Согласно экспертному заключению ФБУ "***" ( исх. N Ц-***от ***2015 года ), по материалам дела об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД", произведен расчёт максимально разовых и валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выделившихся в результате сжигания каменного угля в котлах отопления при отстое 2-х составов пассажирских поездов в районе станции Крюково Октябрьской железной дороги ОАО "РЖД" в период с 26 декабря 2014 года по 11 января 2015 года включительно, установлен выброс шести вышеприведенных загрязняющих веществ, входящих в "Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учёту и нормированию", утверждённому Приказом Минприроды России от 31.12.2010 года N 579 (в ред. от 18.07.2013 года) "О порядке у становления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственном}- учёту и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учёту и нормированию", а также в Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух". При этом соответствующее разрешение ОАО "РЖД" не получено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ОАО "РЖД" приняло все зависящие от него меры для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения для соблюдения требований природоохранного законодательства, из материалов дела не усматривается.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности ОАО "РЖД" в совершении инкриминируемого ей правонарушения.
Административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200000 рублей назначено ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3,5, 4.1, 4.2 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. При этом учтен характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также то, что перечисленные нарушения являются грубыми, явно создают угрозу жизни и здоровью людей, могут повлечь крайне неблагоприятные социальные последствия. Оснований для изменения назначенного ОАО "РЖД" административного наказания не имеется.
При вынесении постановления должностным лицом не допущено каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение вынесенного постановления. Дело было рассмотрено, а постановление - вынесено надлежащим должностным лицом, в соответствии с положениями КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение судьи является законными и обоснованным, оснований для отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 17 июня 2015г., которым оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу А***Г.М. N*** от 28 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу законного представителя ОАО "РЖД" С***И.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.