Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Чербаевой Л.В.,
судей: Епифановой С.А., Пачиной Л.Н.,
при секретаре: Нагорновой О.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Князева В.Б. об оспаривании действий (бездействия) администрации Мичуринского района Тамбовской области,
по апелляционной жалобе администрации Мичуринского района Тамбовской области на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 21 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Чербаевой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
26 декабря 2014 года Князев В.Б. обратился к главе Мичуринского района Тамбовской области с заявлениями о предоставлении в аренду трех земельных участков на территории Мичуринского района, на основании публикации в общественно-политической газете Мичуринского района Тамбовской области "Наше слово" от 26 ноября 2014 года N 51 (6791).
Ответом главы Мичуринского района Тамбовской области N 45/0118 от 15 января 2015 года Князеву В.Б. отказано в удовлетворении заявлений, в связи с тем, что выпуска газеты Мичуринского района "Наше слово" с указанными заявителем реквизитами не было.
14 апреля 2015 года Князев В.Б. в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) администрации Мичуринского района Тамбовской области, указав, что в результате сбоя программного обеспечения компьютера, на котором составлялись заявления, произошедшего от скачка напряжения в электрической сети, произошла опечатка в дне выпуска газеты, вместо 10 декабря 2014 года, в заявлениях было указано - 26 ноября 2014 года, но все другие реквизиты были указаны правильно. О данном факте он сообщил главе администрации Мичуринского района в своем повторном обращении от 23 января 2015 года. На повторное обращение письменный ответ им не получен. Администрация Мичуринского района Тамбовской области в нарушение ч. 1 и ч. 3 ст. 10 Федерального закона N59 ФЗ от 21 апреля 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" без обеспечения объективного, всестороннего рассмотрения, не запросив необходимых для рассмотрения заявлений материалов, письмом от 15 января 2015 года N 45/0118 необоснованно, по надуманным основаниям отказала ему в предоставлении испрашиваемых в аренду трех земельных участков.
21 мая 2015 года в заявлении об уточнении заявленных требований, Князев В.Б. указал, что согласно представленной представителем администрации Мичуринского района Тамбовской области ксерокопии журнала регистрации исходящей корреспонденции, администрация Мичуринского района, в нарушение установленного п. 1 ст. 12 Федерального закона N59-ФЗ от 21 апреля 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока рассмотрения обращений - 30 дней, на его повторное заявление от 23 января 2015 года направила ответ 04 марта 2015 года, то есть за пределами установленного законом срока для рассмотрения обращений. В результате необоснованного бездействия администрации Мичуринского района ему был ограничен доступ к информации, чем нарушаются его права и охраняемые законом интересы на получение в аренду трех земельных участков, также на него необоснованно возложена обязанность по неоднократному и безрезультатному обращению в указанный орган. Просил обязать администрацию Мичуринского района Тамбовской области в разумный срок направить ему, способом, фиксирующим вручение его адресату, письменную, открытую и достоверную информацию о дате, времени, условиях проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды трех земельных участков, указанных им в заявлениях от 26 декабря 2015 года.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 21 мая 2015 года требования Князева В.Б. удовлетворены.
Судом признано незаконным бездействие администрации Мичуринского района Тамбовской области, повлекшее за собой необоснованное ограничение прав и охраняемых законом интересов заявителя на доступ к открытой и достоверной информации, как претендента на заключение договоров аренды вышеуказанных земельных участков, выразившееся в нарушении п. 1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым срок рассмотрения обращений установлен - 30 дней.
Суд обязал администрацию Мичуринского района Тамбовской области направить Князеву В.Б. способом, фиксирующим вручение корреспонденции адресату, информацию о дате, времени, условиях проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, в соответствии с обнародованной информацией в общественно-политической газете Мичуринского района "Наше Слово" от 10 декабря 2014 года N 51 (6791), согласно поданных заявителем 26 декабря 2014 года в администрацию Мичуринского района Тамбовской области заявлений (обращений).
В апелляционной жалобе администрация Мичуринского района Тамбовской области просит отменить названное решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы приведены следующие доводы.
Заявления Князева В.Б. от 26 декабря 2014 года были поданы на уже опубликованные администрацией района в газете "Наше слово" сообщения о предоставлении в аренду земельных участков на основании поступивших заявлений от ФИО1., ФИО2., ФИО3
Учитывая, что поступили иные заявления о предоставлении в аренду земельных участков, заявители ФИО1 ФИО2 ФИО3. были проинформированы администрацией района о том, что земельные участки будут предоставляться в аренду с аукциона. Князев В.Б. также был признан претендентом на участие в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.
Суд применил закон, не подлежащий применению, - Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", не в полном объеме исследовал требования, изложенные в заявлениях Князева В.Б., и не принял во внимание, что в заявлениях от 26 декабря 2014 года идет речь о предоставлении в аренду земельных участков и предоставлении информации об этих участках. Заявления не содержат сообщений о нарушении законов и иных нормативных актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и др., предусмотренных Законом N 59-ФЗ. Заявления Князева В.Б. следовало рассматривать в рамках Федерального закона от 27 июля 2007 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", поскольку предоставление земельных участков является муниципальной услугой.
Утверждение Князева В.Б. о необоснованности ограничения его прав и охраняемых законом интересов на доступ к открытой и достоверной информации, как претендента на заключение договора аренды земельных участков, не соответствует действительности.
В заявлениях от 26 декабря 2014 года Князевым В.Б. запрошены документы: копия проекта границ с установленными границами земельного участка, копия кадастрового паспорта выделяемого в аренду земельного участка, копия решения о проведении торгов (аукциона, конкурса), которые в настоящее время не существуют и для их подготовки необходимо определенное время.
Отсутствие документов, затребованных Князевым В.Б. делает невозможным исполнение решения суда о предоставлении заявителю в разумный срок затребованной информации.
Администрацией Мичуринского района заключен муниципальный контракт с ГУПТИ по Тамбовской области на проведение кадастровых работ по земельным участкам, в том числе, и по земельным участкам, указанным заявителем в его заявлениях от 26 декабря 2014 года. Срок окончания работ - 13 августа 2015 года.
Следующий этап подготовки к аукциону - отбор независимого оценщика для оценки данных земельных участков (не менее 45 дней). И уже после выполнения всех названных работ и постановки земельных участков на кадастровый учет принимается решение о проведении аукциона, утверждается аукционная документация. В соответствии с действующим законодательством извещение о проведении торгов администрацией района в установленные сроки будет опубликовано в газете "Наше слово", размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте администрации Мичуринского района. Адреса сайтов будут указаны в извещении, опубликованном в газете "Наше слово". Каждый гражданин, желающий принять участие в аукционе, не лишен возможности ознакомиться с условиями проведения аукциона, с характеристиками ЛОТов, выставленных на продажу, и другой информацией по проведению и организации аукциона, размещение которой предусмотрено действующим законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу Князев В.Б. просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В настоящем судебном заседании представитель администрации Мичуринского района Иноземцева Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала. Князев В.Б. возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Признание заявления обоснованным в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ влечет принятие судом решения об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Князева В.Б. о признании не соответствующими ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 1996 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" действий администрации Мичуринского района по направлению заявителю ответов на названные его заявления о предоставлении земельных участков от 23 января 2015 года, исходил из даты направления этих ответов - 04 марта 2015 года, что подтверждается имеющими в деле доказательствами.
Не согласиться с правильностью указанной позиции, не усматривает оснований суд апелляционной инстанции.
Так, в силу названной нормы письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1. настоящей статьи (рассматриваемый к указанному не относится).
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В установленном законом порядке продление срока рассмотрения заявлений Князева В.Б. от 23 января 2015 года не имело место. Более того, правовая позиция администрации Мичуринского района, в связи с указанными заявлениями Князева В.Б., основана на отсутствии обязанности давать ему соответствующие ответы, в связи с регулированием правоотношений Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Судебная коллегия не может признать указанную позицию за основание к удовлетворению апелляционной жалобы.
Так, право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано статьей 33 Конституции Российской Федерации.
При этом ни примененный судом первой инстанции Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ни указываемый автором жалобы Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не предусматривают для государственных органов и органов местного самоуправления такого права, как вовсе не отвечать на поступившее обращение, или отвечать на него несвоевременно.
Право граждан на предоставление им в аренду земельных участков предусмотрено ст. 22 ЗК РФ.
В общественно-политической газете Мичуринского района "Наше слово" от 10 декабря 2014 года N 51 администрация Мичуринского района объявила о приеме заявлений в течение одного месяца со дня опубликования сообщения о предоставлении в аренду земельных участков, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, в отношении которых были поданы соответствующие заявления Князевым В.Б.
В объявлении не указано о приеме заявлений в порядке ст. 30.1 ЗК РФ по результатам соответствующих обращений о предоставлении земельных участков в аренду от других граждан, что в какой-то степени ориентировало бы заявителя в дальнейшем осуществлении им права на получение в аренду земельных участков.
Кроме этого, указанные заявления могли быть не приняты администрацией Мичуринского района по определенным основаниям, как это имело место в отношении рассматриваемых же земельных участков по заявлениям Князева В.Б. от 26 декабря 2014 года с неправильным указанием даты печатного издания.
Неосведомленность заявителя со стороны администрации Мичуринского района о судьбе поданных им заявлений с учетом приведенных выше положений закона создает для него неопределенность в реализации права на получение в аренду земельных участков.
Таким образом, в указанной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Что касается решения в части возложения на администрацию Мичуринского района обязанности "в разумный срок" направить Князеву В.Б. информацию о дате, времени, условиях проведения аукциона согласно поданных им 26 декабря 2014 года заявлений, признать его законным нельзя. Оно принято с неправильным применением норм материального права, а потому подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении заявления.
Так, в упомянутых от 26 декабря 2014 года заявлениях Князев В.Б., помимо просьбы о предоставлении в аренду земельных участков, просил о заблаговременном предоставлении ему копии проекта границ с установленными границами предоставляемых в аренду земельных участков, копии кадастровых паспортов земельных участков, копии решения о проведении торгов.
Из данных в настоящем судебном заседании пояснений представителя администрации Мичуринского района следует, что в настоящее время проводится только подготовительная работа по проведению аукциона. Дата проведения последнего не назначена. Испрашиваемые Князевым В.Б. документы находятся в стадии разработки.
Таким образом, в рассматриваемой части Князевым В.Б. по сути заявлено о защите его права от предполагаемого его нарушения. Подобная защита в судебно порядке законом не предусмотрена.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 21 мая 2015 года в части признания незаконным бездействия администрации Мичуринского района, повлекшего за собой необоснованное ограничение прав и охраняемых законом интересов Князева В.Б. к открытой и достоверной информации, как претендента на заключение договоров аренды земельных участков, выразившегося в нарушении ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года "59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о сроке рассмотрения обращений в 30 дней, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мичуринского района - без удовлетворения.
То же решение о возложении на администрацию Мичуринского района в разумный срок направить Князеву В.Б. способом, фиксирующим вручение корреспонденции адресату, информации о дате, времени, условиях проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, в соответствии с обнародованной информацией в общественно-политической газете Мичуринского района "Наше слово" от 10 декабря 2014 года N 51, согласно поданных заявителем 26 декабря 2014 года заявлений, отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении заявления Князева В.Б. отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Чербаева Л.В.
Судьи: Епифанова С.А., Пачина Л.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.