Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Чербаевой Л.В.,
судей: Епифановой С.А., Баранова В.В.,
с участием прокурора: Лесняк Е.Н.,
при секретаре: Герасимовой О.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Немцова Э.А. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N3 от 19 июля 2015 года N 4/21 "Об отказе Немцову Эдуарду Александровичу в регистрации кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N3 по выборам депутата Тамбовской городской Думы шестого созыва" и возложении обязанности на указанную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы шестого созыва
по апелляционной жалобе Немцова Э.А. на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 31 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Тамбовской городской Думы от 20 июня 2015 года N 1592 на 13 сентября 2015 года были назначены выборы депутатов Тамбовской городской Думы.
10 июля 2015 года Э.А. Немцов представил в окружную комиссию документы, необходимые для его регистрации. Однако, окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа N 3 вынесла постановление от 19 июля 2015 года N 4/21 "Об отказе Немцову Э.А. в регистрации кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы шестого созыва".
Немцов Э.А. обратился в Ленинский районный суд г.Тамбова с заявлением о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 от 19 июля 2015 года N 4/21 и возложении обязанности на данную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы шестого созыва.
В обоснование вышеназванного заявления Немцов Э.А. указал, что согласно обжалуемому постановлению ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы шестого созыва в связи с признанием недействительными всех 69 собранных кандидатом подписей избирателей, количество достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата Немцова Э.А. Полагает, что данное постановление является незаконным и противоречит нормам действующего избирательного законодательства, и нарушает его избирательные права, гарантируемые ст.32 Конституции РФ. В соответствии с п.1 и 5 ст.35 Закона Тамбовской области от 25 декабря 2012 г. N229-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области" и п.23 ст.38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательная комиссия, отказывая кандидату в регистрации, обязана принять мотивированное решение, в котором должны быть изложены основания отказа в регистрации. Однако, в нарушение указанных норм окружная избирательная комиссия N 3 этого не сделала. В постановлении комиссии лишь констатировано, что недействительными были признаны 69 подписей избирателей. И поскольку в связи с этим достоверных подписей в поддержку кандидата Немцова Э.А. недостаточно, в постановлении имеется формальная ссылка на п.7 ч.6 ст.35 вышеназванного закона Тамбовской области. Полагает, что содержание оспариваемого постановления не соответствует требованиям закона, не содержит правовых оснований отказа в регистрации кандидата, установленных в п.24 ст.38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п.6 ст.38 закона Тамбовской области. Всё это согласно п.6 ст.76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отмены судом решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 31.07.2015г. в удовлетворении заявления Немцова Э.А. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N3 от 19 июля 2015 года N4/21 "Об отказе Немцову Э.А. в регистрации кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу *** по выборам депутата Тамбовской городской Думы шестого созыва" и возложении обязанности на указанную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы шестого созыва отказано.
В апелляционной жалобе Немцов Э.А. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении его требований: признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты и обязать данную окружную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, приводя в обоснование следующие доводы.
Рассматривая данное дело, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, предметом доказывания и оценки по делу было только постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 от 19 июля 2015 года N4/21, а ни какие-либо иные документы, например, протокол Рабочей группы данной избирательной комиссии от 15 июля 2015 г. Содержание оспариваемого постановления окружной комиссии не соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения, в нём не указано, по каким основаниям все подписи кандидата Немцова Э.А. были признаны недействительными. Между тем, отказывая кандидату в регистрации, избирательная комиссия обязана принять мотивированное решение, в котором должны быть изложены основания отказа.
Суд при оценке законности признания недействительности всех 69 подписей, собранных Немцовым Э.А., сослался лишь на первое предложение п.5 ст.37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав ... ", проигнорировав остальные части правовой нормы. В связи с неправильным толкованием законодательства, суд сделал необъективный и незаконный вывод в отношении подписных листов кандидата Немцова Э.А. Исходя из смысла вышеуказанной нормы императивное требование закона о предварительной оплате расходов на изготовление подписных листов установлено только для федеральных и региональных выборов, но не для выборов в органы местного самоуправления. В этой связи первый финансовый отчёт кандидата не может служить доказательством отсутствия всех возможных расходов кандидата, в том числе на изготовление подписных листов.
Суд не дал юридической оценки доводам заявителя о нарушении установленной законом процедуры проверки подписей избирателей.
В нарушение ст.60 ГПК РФ суд сослался в своём решении на недопустимое доказательство. В соответствии с требованиями п.п.3 п.89 ст.34 областного закона при обнаружении в подписных листах несоответствующих действительности сведений о подписавшихся избирателях, подписи признаются недействительными при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан РФ по месту жительства, либо на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке. Заключения эксперта в отношении 11 спорных подписей нет. В материалах дела избирательной комиссии и суда должна фигурировать официальная справка государственного органа за подписью уполномоченного лица, на основании которой подписи избирателей и могут быть признаны недействительными.
Принимая решение, суд неправильно определил (оценил) обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, это касается ошибочной оценки судом имеющихся описок и ошибок в написании адресов, фамилии и отчества ряда избирателей, как не позволяющих правильно и однозначно воспринять сведения о соответствующих избирателях - о фамилии, имени и отчестве, или об адресе места жительства.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры Ленинского района г.Тамбова ФИО16. просит оставить её без удовлетворения, решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 31 июля 2015 г. - без изменения.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N3 по выборам депутата Тамбовской городской Думы шестого созыва Гриднев А.Г. просит решение Ленинского районного суда от 31 июля 2015 г. оставить без изменения, а жалобу Э.А. Немцова без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правовой основой регулирования данных отношений является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), а также Закон Тамбовской области от 25 декабря 2012 года N 229-N "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области".
В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом (пункт 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии установленных законом документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 приведённого федерального закона).
В соответствии с пп. "д" п.24 ст.38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичная норма предусмотрена пп.7 п.6 ст.35 Закона Тамбовской области от 25 декабря 2012 года N 229-N "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области".
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же законом, иным законом.
Как следует из материалов дела, 10 июля 2015 года Немцов Э.А. представил в окружную комиссию документы, необходимые для его регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения. С учётом численности избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа N 3 (12521), количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в депутаты Тамбовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 составляет 63. Э.А.Немцов представил в окружную избирательную комиссию 69 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения на 12 подписных листах в 1 прошитой папке. Для осуществления проверки подписей избирателей, представленных кандидатами в поддержку своего выдвижения, окружной комиссией была образована соответствующая рабочая группа.
По результатам проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных Э.А.Немцовым в поддержку своего выдвижения, рабочей группой 15 июля 2015 года был составлен протокол об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей.
Из указанного протокола следует, что из 69 проверенных подписей избирателя все 69 подписи были признаны недействительными в связи с нарушением требования об оплате изготовления подписных листов за счёт избирательного фонда кандидата.
Данное обстоятельство подтверждается первым финансовым отчётом Немцова Э.А., выпиской из лицевого счёта кандидата, и не оспаривается самим Немцовым Э.А. и его представителем Чертухиным А.В., пояснившим о снятии с соответствующего счёта денежных средств, израсходованных на изготовление подписных листов 11 августа 2015 г.
В соответствии с п.5. ст.37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
Анализ данной нормы свидетельствует о том, что изготовление подписных листов за счёт собственных средств кандидата, а не на счёт соответствующего избирательного фонда, действующим законодательством не предусмотрен, независимо от незначительности данных расходов.
Довод заявителя, что норма п.5 ст.37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не распространяется на муниципальные выборы, обоснованно отклонён судом первой инстанции, как основанный на неверном толковании закона.
Кроме того, в 11 случаях сведения об избирателях не соответствовали действительности, а три подписи признаны недействительными в связи с отсутствием заверительной подписи кандидата на подписном листе.
Оценивая вышеизложенное суд пришёл к правильному выводу о признании данных подписей недействительными.
Довод Немцова Э.А. о том, что оспариваемое постановление не мотивировано, не содержит законных оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы, также не нашёл своего подтверждения.
Мотивы, по которым суд пришёл к такому заключению, подробно изложены в решении суда, основаны на правильном применении и толковании норм действующего законодательства
Оценивая довод представителя Немцова Э.А. Чертухина А.В. об отсутствии кворума при голосовании для принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации Немцову Э.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 28 Федерального закона N67-ФЗ закрепляет принцип коллегиальности в деятельности комиссий (пункт 1) и определяет случаи, когда избирательная комиссия обязана принимать решения на своем заседании в коллегиальном составе.
В соответствии с пунктом 13 данной нормы решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Из протокола заседания окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 от 19 июня 2015 г. следует, что на заседании присутствовало семь членов комиссии с правом решающего голоса. Согласно протоколу заседания, члены комиссии единогласно постановили отказать Немцову Э.А. в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы.
Таким образом, при принятии решения об отказе Немцову Э.А. в регистрации кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы не нарушены положения Федерального закона N67-ФЗ, регламентирующего организацию деятельности избирательных комиссий.
Иные доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не проверил законность иных оснований для признания части собранных подписей недействительными, не могут изменить правовую судьбу обжалуемого судебного решения, подтвердившего законность признания недействительными всех подписей избирателей по изложенным выше основаниям.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебного постановления, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Немцова Э.А. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 31 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Немцова Э.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.