Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Чербаевой Л.В.,
судей: Епифановой С.А., Пачиной Л.Н.,
с участием прокурора: Лесняк Е.Н.,
при секретаре: Нагорновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Попова А.И. об отмене постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания представителей Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области пятого созыва пятимандатного избирательного округа N 1 от 07 августа 2015 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты,
по апелляционной жалобе Попова А.И. на решение Токаревского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Чербаевой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением председателя Собрания представителей Токаревского поселкового округа Тамбовской области четвертого созыва от 20 июня 2015 года N 303 на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов указанного представительного органа муниципального образования пятого созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов указанного Собрания пятого созыва пятимандатного избирательного округа N 1 от 07 августа 2015 года в регистрации кандидатом в депутаты Собрания отказано Попову А.И. на основании пункта 7 части 6 статьи 35 Закона Тамбовской области от 25 декабря 2012 года N 229-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области" (далее - Закон Тамбовкой области), в связи с признанием 14 проверенных подписей избирателей в поддержку самовыдвижения Попова А.И. недействительными.
Основанием к принятию указанного постановления явилась проверка рабочей группой окружной избирательной комиссии представленных Поповым А.И. подписных листов и других документов, о чем 31 июля 2015 года составлен соответствующий протокол.
В последнем, а также в постановлении избирательной комиссии от 07 августа 2015 года указано на следующее.
Поповым А.И. были представлены восемь подписных листов в четырех папках в прошитом, пронумерованном виде с 95-ю подписями избирателей в поддержку его выдвижения.
В соответствии с частью 5 статьи 33 Закона Тамбовской области подписей избирателей для регистрации необходимо представить в количестве 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных по пятимандатному избирательному округу N 1, а именно в количестве 10, при этом данное количество может быть превышено не более чем на 4 подписи.
Для соблюдения принципа равенства кандидатов Попову А.И. было предложено собственноручно исключить из подписных листов излишние подписи. Попов А.И. отказался это сделать, дав согласие комиссии по своему усмотрению определить 14 подписей, подлежащих проверке.
Рабочей группой для проверки определены первые 14 подписей избирателей в папке N 1: на листе N 1, строки 1,2,4,6,7, на листе N 2 строки 9-18. Подписи по строкам 3,5,8 на листе N 1 папки N 1 исключены кандидатом лично до подачи документов.
По результатам проверки признаны недействительными подписи избирателей по строкам 1,2,4,6 в листе N 1 папки N 1, как собранные в день уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата - 22 июля 2015 года.
Признана недействительной подпись избирателя Файзиевой С.Т. (строка 13 в листе N 2), в связи с недостоверным указанием сведений об адресе места жительства.
Все 14 подписей избирателей в подписных листах папки N 1 признаны недействительными, в связи с изготовлением подписных листов не за счет средств избирательного фонда.
Подписной лист N 1 заполнен только на лицевой стороне. На нем отсутствуют заверительная надпись лица, осуществлявшего сбор подписей, и заверительная надпись кандидата.
Подписной лист N 2 заполнен только на лицевой стороне, составлен не по форме, установленной приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), не содержит сведений об избирательной компании, сведений о дате выборов, сведений о порядке выдвижения (самовыдвижения), сведений об избирательном округе, сведений о кандидате.
Все подписи избирателей в листе N 2 признаны недействительными, в связи с несоответствием формы подписного листа требованиям, установленным Приложением 8 к Федеральному закону.
Помимо этого, установлены не оговоренные заранее исправления и дописки:
в строке N 4 в столбце "дата внесения подписи" цифра 9 исправлена на цифру 7;
в строке N 11 в столбце "Дата внесения подписи" внесена дописка - дописана сверху цифра 0.
Подписи в строке 4 листа N 1, строках 11,13,14 листа N 2 признаны недостоверными на основании части 7 статьи 34 Закона Тамбовской области.
В своем заявлении об отмене названного постановления окружной избирательной комиссии, поданном в Токаревский районный суд 07 августа 2015 года, Попов А.И. привел следующие доводы.
При первом его обращении 03 июля 2015 года в избирательную комиссию по вопросу регистрации кандидатом в депутаты от председателя Рузаевой Ю.А. получил отказ в приеме документов на том основании, что он не имеет регистрации в р.п. Токаревка. При повторном обращении 08 июля 2015 года с предъявлением выписки из Закона Тамбовской области (пункта 2 статьи 2) председатель избирательной комиссии согласилась принять заявление и выдала ему список документов, необходимых для регистрации кандидата, в том числе, и копию подписного листа. На протяжении периода сбора подписей избирателей показывал подписные листы Рузаевой Ю.А., которая умышленно не указала на допущенные ошибки в их оформлении. С ее стороны он встречал "разного рода ввод в заблуждение", она "отправляла читать закон, при этом называла неверную статью 33 Федерального закона вместо статьи 37". Таким образом, председатель избирательной комиссии Рузаева Ю.А. поставила его в неравные права с другими кандидатами в депутаты, нарушив его избирательные права.
Решением Токаревского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2015 года в удовлетворении заявления Попова А.И. отказано.
Поповым А.И. подана апелляционная жалоба на указанное решение суда, в которой он утверждает о том, что председатель избирательной комиссии и одновременно руководитель ее рабочей группы Рузаева Ю.А. поставила его в такое положение, в котором был вынужден "слезно" просить образцы документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата. Она сообщила ему "о существовании рабочей группы 29.07.2015г. в 15 часов". В действительности дежурство членами рабочей группы не осуществлялось. В результате он был лишен возможности проверить правильность оформления подписных листов. Рузаева Ю.А. умышленно вводила его в заблуждение, чтобы не допустить регистрацию в качестве кандидата.
Прокурором Токаревского района поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он настаивает на законности оспариваемого решения суда первой инстанции.
В настоящее судебное заседание Попов А.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Председатель окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания представителей Токаревского поселкового округа Токаревского района пятого созыва пятимандатного избирательного округа N 1 Рузаева Ю.А., против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, настаивая на законности оспариваемого Поповым А.И. постановления избирательной комиссии. Пояснила, что при обращении Попова А.И. в избирательную комиссию ею были даны разъяснения и представлены образцы необходимых для регистрации кандидата документов в пределах предоставленных законом полномочий. Никакого ущемления избирательных прав Попова А.И. допущено не было.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, а также заключение прокурора, полагавшего обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации провозглашено право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающим статьей 5 участие граждан Российской Федерации в выборах и референдуме на равных основаниях.
Принятый в соответствии с названным Федеральным законом Закон Тамбовской области от 25 декабря 2012 года N 229-ФЗ (с последующими дополнениями) определяет порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона Тамбовской области кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, обязан собрать в свою поддержку подписи избирателей в количестве, необходимом для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе составляющем 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 10 подписей.
Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи (часть 5 статьи 33 Закона Тамбовской области).
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных подписей и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не предусмотрено Федеральным законом, в соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 35 Закона Тамбовской области является одним из оснований для отказа в регистрации кандидата. Иное Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусмотрено.
Поскольку количество зарегистрированных на территории пятимандатного избирательного округа N 1 согласно имеющейся в деле (л.д. 60) соответствующей Схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Собрания представителей Токаревского поселкового округа составляет 3054 человек, выводы суда первой инстанции о соответствии вышеприведенным требованиям закона проверки избирательной комиссией 14 представленных Поповым А.И. подписей избирателей, являются правильными.
Напротив, предоставление Поповым А.И. подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения в количестве 85 закону не соответствует.
Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата осуществляется на подписных листах, которые изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (часть 6 статьи 32 Закона Тамбовской области).
В соответствии с частью 3 статьи 32 Закона Тамбовской области подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда, а подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу могут собираться со дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата.
Требование об изготовлении подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда предусмотрено также частью 5 статьи 37 Федерального закона.
Признание недействительными подписей избирателей, собранных до дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата предусмотрено пунктом 1 части 8 статьи 34 Закона Тамбовской области, а признание недействительными всех подписей избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных частью 3 статьи 32 указанного закона, - пунктом 9 части 8 статьи 34 Закона Тамбовской области.
Суд первой инстанции с правильным применением приведенных норм избирательного законодательства пришел к выводу о законности признания избирательной комиссией недействительными четырех подписей избирателей, собранных Поповым А.И. 22 июля 2015 года, то есть до дня уведомления им избирательной комиссии о своем выдвижении (23 июля 2015 года), а также всех проверенных 14 подписей избирателей, в связи с изготовлением подписных листов не за счет средств созданного избирательного фонда. Последнее обстоятельство подтверждается финансовым отчетом Попова А.И. и им самим не оспаривается. Приведенным им в суде первой инстанции доводам об отсутствии в его случае необходимости создавать избирательный фонд судом дана надлежащая правовая оценка с учетом положений части 1 статьи 58 Федерального закона.
Кроме этого, судом первой инстанции сделаны правильные выводы о предоставлении заявителем Поповым А.И. в избирательную комиссию подписей избирателей на подписных листах, форма одного из которых не соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону.
Предусмотренная законом форма подписного листа, включая в себя 11 обязательных элементов, в том числе: наименование выборов, дату их проведения, подробные сведения о личности кандидата, о поддержании избирателями его самовыдвижения или выдвижения от избирательного объединения, таблицу с указанием сведений об избирателях с их подписями и т.д., при правильном его оформлении по сути является гарантией сбора подписей в поддержку выдвижения конкретного кандидата в депутаты конкретного представительного органа муниципального образования. Поэтому каждый подписной лист (если собранные подписи избирателей технически невозможно расположить на одном) должен соответствовать установленной законом форме и содержать в себе все предусмотренные элементы.
В соответствии с пунктами 12 и 13 Федерального закона, частями 9 и 10 Закона Тамбовской области каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, а также - подписью кандидата.
Представленные Поповым А.И. и проверенные избирательной комиссией подписи избирателей расположены на двух листах без заполнения их вторых страниц. На первом листе три подписи из восьми вычеркнуты Поповым А.И. (данный факт он не отрицал в суде первой инстанции). Данный подписной лист не заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей (не указаны сведения о нем), а также и подписью кандидата. Второй лист не содержит таких обязательных элементов, как наименование выборов, дату их проведения, сведения о личности кандидата и т.д.
Согласно пункту 9 части 8 статьи 34 Закона Тамбовской области признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а в силу пункта 8 части 8 статьи 34 указанного закона, - также подписи избирателей в подписном листе, не заверенном собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата.
Для целей Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан Российской Федерации" понятие "адрес места жительства" понимается как адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 5 статьи 2 Закона).
Исследованием справки миграционного органа установлено, что сведения об адресе места жительства избирателя Файзиевой С.Т. (лист N 2 строка 13) не соответствуют действительности. С учетом этого соответствующим пункту 3 части 8 статьи 34 Закона Тамбовской области является вывод в оспариваемом судебном решении о признании указанной подписи недействительной, помимо как по приведенным выше основания, также и в связи с указанием в подписном листе сведений в отношении избирателя, которые не соответствуют действительности.
Судебная коллегия, помимо этого, находит правильным признание недействительными также и в соответствии с пунктами 5 и 6 части 8 статьи 34 Закона Тамбовской области подписей избирателей на листе N 1 в строке 4 и на листе N 2 в строке 11, в связи с наличием в этих строках не оговоренных исправления и дописки.
Вместе с этим, в мотивировочной части решения судом первой инстанции допущен противоречащий вышеприведенным вывод о недействительности 7 представленных Поповым А.И. подписей избирателей от числа проверенных, и о действительности 7 подписей, которых недостаточно для регистрации заявителя кандидатом в депутаты указанного представительного органа муниципального образования. Данный вывод сделан судом, исходя из заключения эксперта-почерковеда о том, что подписи избирателей в некоторых строках выполнены либо ими самими, либо третьими лицами. Но признание недействительными подписей избирателей по одним предусмотренным законом основаниям не может влечь их действительность в случае соответствия другим требованиям. Указанный вывод судебная коллегия, руководствуясь интересами законности, в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ считает необходимым исключить из решения.
В остальной части обжалуемое решение законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения.
Суд апелляционной инстанции находит объективно не подтвержденными доводы апелляционной жалобы Попова А.И. о создании ему председателем избирательной комиссии либо членами ее (избирательной комиссии) рабочей группы каких-либо препятствий, включая график работы, которые поставили бы в его в неравное с другими кандидатами положение, либо привели либо могли привести к допущенным им нарушениям избирательного законодательства при собирании подписей избирателей, явившимся основанием для отказа в регистрации его в качестве кандидата в депутаты.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Из решения Токаревского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2015 года исключить вывод о недействительности 7 подписей избирателей от числа проверенных (стр. 8, абз. 8).
В остальной части указанное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова А.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.