Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 18 августа 2015 г. по делу N 33-507/2015
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Савельева И.Г.,
судей: Ершова К.Г.,
Лазарева Е.В.,
при секретаре Шаломановой Т.В.., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Миронова В.В. на решение 224 гарнизонного военного суда от 22 мая 2015 года по гражданскому делу по заявлению капитана запаса Филиппова Е.Н. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Западное региональное управление жилищного обеспечения) об отказе выплатить денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В., окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Решением 224 гарнизонного военного суда от 22 мая 2015 года отказано в удовлетворении заявления Филиппова Е.Н. об оспаривании решения Западного регионального управления жилищного обеспечения от 3 марта 2015 года N 184/5/3813 об отказе выплатить ему денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, изложенном в форме письменного уведомления.
Принимая данное решение, суд указал на непредставление заявителем обязательного документа - выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из органов Росреестра всех субъектов Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Миронов В.В. просит отменить решение гарнизонного военного суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на положения Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", часть 4 статьи 52 ЖК РФ, приказа МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, автор жалобы считает, что необходимую выписку из реестра Западное региональное управление жилищного обеспечения должно было получить самостоятельно по межведомственному запросу.
По его мнению, суд неправомерно применил к спорным правоотношениям положения приказа МО РФ от 28 февраля 2013 года N 166, противоречащие указанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заявителя обращает внимание на то обстоятельство, что в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686 и в приказе МО РФ от 28 февраля 2013 года N 166 отсутствует условие представления необходимых выписок из органов Росреестра всех субъектов Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Жилищным законодательством Российской Федерации и законодательством о статусе военнослужащих определены формы, порядок и условия жилищного обеспечения военнослужащих. В том числе подробно регламентированы действия каждой из сторон в жилищных правоотношениях (военнослужащих - с одной стороны, должностных лиц и уполномоченных жилищных органов федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба - с другой), влекущие возникновение соответствующих прав и обязанностей.
Действительно, как об этом правильно указывает автор жалобы, Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрен особый упрощенный порядок предоставления гражданами документов при предоставлении государственных услуг.
Так, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 7 названного федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг, а также документы, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствующий Перечень не входит).
Для получения соответствующих документов статьей 7.2 названного закона установлена система межведомственного информационного взаимодействия в форме направления запроса в государственные (муниципальные) органы и подведомственные им организации, в распоряжении которых находятся необходимые документы и сведения.
Как правильно полагает автор жалобы, государственной услугой в сфере жилищных правоотношений, на которую распространяются приведенные правила, является постановка граждан (в том числе военнослужащих) на жилищный учет.
С этой целью с 1 сентября 2013 года в часть 4 статьи 52 ЖК РФ внесены изменения, устанавливающие обязанность органов, осуществляющих принятие на учет, самостоятельно запрашивать по межведомственным запросам документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Аналогичные изменения внесены в пункт 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, из которого исключена необходимость предоставления военнослужащими ряда получаемых по межведомственным запросам документов, включая выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всей территории Российской Федерации.
Как видно из правового регулирования процедуры постановки на жилищный учет, получение документов в таком порядке прямо установлено нормативными правовыми актами, что согласуется с приведенными выше положениями пунктами 1 и 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В то же время выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения участника накопительно-ипотечной системы, не является государственной услугой, на которую распространяются приведенные положения Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Участие в накопительно-ипотечной системе - это специальный вид жилищного обеспечения, гарантированный военнослужащим пунктом 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" одним из способов реализации права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы является выплата по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
Частью 2 названной нормы определено, что выплата указанных денежных средств производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для проверки указанных условий подпунктом "а" пункта 6 "Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686, определено, что к заявлению о выплате дополнительных средств, среди прочих документов, прилагается выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Аналогичное правило установлено подпунктом "а" пункта 63 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом МО РФ от 28 февраля 2013 года N 166.
Таким образом, реализация военнослужащими права на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, и, как следствие, возникновение у структурного подразделения уполномоченного органа обязанности выплатить военнослужащему указанные денежные средства обусловлены нормативно установленной для них обязанностью представить соответствующую выписку.
Ни одним из нормативных правовых актов Российской Федерации не предусмотрено, что при данном виде жилищного обеспечения выписка должна быть получена уполномоченным органом по межведомственному запросу.
В силу пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686, непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, является основанием для отказа в выплате дополнительных средств.
Требование структурного подразделения уполномоченного органа представить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всей территории Российской Федерации также является правомерным, поскольку это согласуется с объемом прав заявителей, подлежащих проверке перед принятием решения о выплате дополнительных денежных средств.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения Западного регионального управления жилищного обеспечения. Доводы автора апелляционной жалобы этот вывод не опровергают и поводом для отмены судебного постановления служить не могут.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 22 мая 2015 года по гражданскому делу по заявлению капитана запаса Филиппова Е.Н. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.