Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Быковой С.В., Пронченко И.Е.,
при секретаре: Дорожкиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО "МРСК Сибири" на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 13 марта 2015 года по делу по заявлению ОАО "МРСК Сибири" об оспаривании предписания ОГИБДД УМВД России по г. Кемерово,
УСТАНОВИЛА:
ОАО "МРСК Сибири" обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания ОГИБДД УМВД России по г. Кемерово.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной отделом ГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово проверки технического состояния и контроля за конструкцией транспортных средств при надзоре за дорожным движением филиалу ОАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - РЭС" выдано предписание от 08.10.2014г. б/н об исключении эксплуатации транспортных средств, не оборудованных техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей.
ОАО "МРСК Сибири" считает предписание незаконным по следующим основаниям.
Так, предписание административного органа от 08.10.2014г. основано на ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 21.08.2013г. N 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами, в соответствии с которым настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные и четкие указания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Однако административным органом при вынесении предписания не конкретизированы требования, подлежащие исполнению Обществом, не указаны идентификационные данные транспортных средств, подлежащих оборудованию гахографами, в связи с чем предписание не исполнимо.
Кроме того, не принято во внимание то, что ОАО "МРСК Сибири", согласно Уставу, оказывает услуги по передаче электроэнергии в процессе исполнения условий договора энергоснабжения электрической энергии.
Согласно п.36 Приказа Росстата от 26.06.2013г. N 234 "Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг", "Методических пособий по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004", утв. Госстроем России, к коммунальной организации относятся организации, оказывающие услуги электроснабжения, отопления, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и т.д.
Таким образом, ОАО "МРСК Сибири" относится к коммунальным организациям. В приложении N 2 к Приказу от 13.02.2013г. N 36 указаны категории транспортных средств, не подлежащие оснащению тахографами. К такому виду относятся транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог.
Следовательно, транспортные средства, принадлежащие ОАО "МРСК Сибири", не подлежат оснащению тахографами.
В силу ст.20 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенные органом государственного контроля с грубым нарушением установленных данным законом требований к проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.
В п.10 ч.4 ст.1 Закона N 294-ФЗ установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в частности, федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Таким образом, в данном случае, в рамках проведения повседневного надзора за состоянием дорог и безопасности дорожного движения применимы не общие положения Закона N 294-ФЗ, а специальная норма, закрепленная в п.6 ст.30 Закона N 196-ФЗ.
Однако до настоящего времени ОАО "МРСК Сибири" не располагает сведениями о том, что явилось в соответствии с вышеуказанной нормой права поводом для проведения административным органом проверки технического состояния и контроля за конструкцией транспортных средств при надзоре за дорожным движением в отношении Общества, поскольку ни ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, ни информации о поступивших в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, ни приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, в адрес Общества не поступало.
В соответствии с п.16 ст.10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
На основании изложенного считают, что внеплановая проверка, по результатам которой административным органом выдано предписание ОАО "МРСК Сибири", незаконна, т.к. результаты проверки, проведенной с грубым нарушением ФЗ N 294-ФЗ, к которым в соответствии с п.4 ч.2 ст.20 ФЗ N 294-ФЗ относится проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, подлежат отмене.
Предписание нарушает права и законные интересы ОАО "МРСК Сибири". ОАО "МРСК Сибири" является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Исполнение предписания повлечет необоснованные затраты Общества на установку тахографов на транспортные средства, принадлежащие ОАО "МРСК Сибири", не подлежащие оснащению тахографами.
Просят признать недействительным предписание Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово от 08.10.2014г. б/н.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по г. Кемерово Братчиков А.Н. в судебном заседании заявленные требования не признал.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 13 марта 2015 года требования ОАО "МРСК Сибири" об оспаривании предписания ОГИБДД по УМВД России по г. Кемерово от 08.10.2014г. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений представитель ОАО "МРСК Сибири" Никитинская А.Я., действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, просит решение суда отменить, указывая, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Из содержания решения суда следует, что с распоряжением о проведении внеплановой проверки от 07.10.2014г. ознакомлен старший механик ОАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" Артемов А. А. 07.10.2014 года. Между тем судом не принято во внимание, что уведомление должно поступить в адрес юридического лица, а уведомление механика не является надлежащим доказательством уведомления юридического лица. Механик не является законным представителем юридического лица. Доказательства об уведомлении юридического лица о проведении внеплановой проверки, в результате которой вынесено предписание, отсутствуют.
Поскольку обжалуемое предписание является результатом проведения внеплановой проверки, которая проведена с грубым нарушением закона, выразившемся в неуведомлении юридического лица о проведении проверки, то предписание принято незаконно и не подлежит исполнению.
Кроме того, судом не дана оценка доводам заявителя о том, что предписание неисполнимо, так как административным органом не конкретизированы идентификационные данные транспортных средств, подлежащих оборудованию тахографами.
Ссылается на то, что название юридического лица, в отношении которого вынесено предписание - филиал ОАО МРСК Сибири Кузбассэнерго РЭС, не соответствует названию организации - ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", указанному в учредительных документах, а именно в п. 1.4 Устава ОАО "МРСК Сибири". Филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" не является юридическим лицом и не может быть субъектом исполнения предписания отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения по г. Кемерово Управления МВД России по г. Кемерово от 08.10.2014.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО "МРСК Сибири" Вахрушеву В.А., поддержавшую доводы жалобы, представителя ОГИБДД УМВД Росси по г.Кемерово Братчикова А.Н., просившего решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность, в том числе по организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, и соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 720 в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств (пункт 1).
Приказом Минтранса России от 14.12.2011 года N 319 утвержден Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, который разработан во исполнение пункта 8.1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и применяется к владельцам транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха (пункт 3 Порядка).
Пунктом 4 Порядка установлено, что оснащение транспортного средства техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха; обеспечивается владельцем транспортного средства.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что на основании распоряжения от 07.10.2014г. N765 заместителя начальника отдела - заместителя главного государственного инспектора Отдела ГИБДД УМВД России по г. Кемерово Белова С.В. 8 октября 2014 года сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Кемерово была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица ОАО "МРСК Сибири" Кузбассэнерго РЭС с целью оценки соответствия деятельности владельца автотранспорта требованиям нормативных документов, регламентирующих деятельность в сфере автомобильного транспорта, в связи с истечением срока исполнения должностным лицом ОАО МРСК Сибири Кузбассэнерго РЭС ранее выданного предписания от 15.07.2014г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Данным распоряжением назначены лица, уполномоченные на проведение проверки, - государственные инспекторы БДД ОТН ОГИБДД УМВД России по г.Кемерово.
С распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки ОАО МРСК Сибири Кузбассэнерго РЭС от 07.10.2014г. ознакомлен старший механик ОАО МРСК Сибири Кузбассэнерго РЭС Артемов А.А. 07.10.2014г.
8 октября 2014 года в рамках проведения указанной проверки государственным инспектором БДД ОТН ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово Крюковым A.M. при проведении проверки технического состояния и контроля за конструкцией транспортных средств при надзоре за дорожным движением по адресу: "адрес" выявлен факт управления водителем ФИО9 транспортным средством "данные изъяты", принадлежащим ОАО "МРСК Сибири", не оборудованным техническим средством контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, за что в отношении ФИО9 составлен протокол N об административном правонарушении по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ.
В связи с выявленным нарушением в целях устранения нарушений требований Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993г. N 1090, Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2009г. N 720, заместителем главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово Беловым С.В. в адрес филиала ОАО "МРСК Сибири" - Кузбассэнерго - РЭС вынесено предписание от 8 октября 2014 года, которым предлагается в срок с 9 октября 2014 года исключить эксплуатацию транспортных средств, не оборудованных техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей.
Разрешая требования заявителя, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данным выводом.
Так, в соответствии с приложением N 2 к Приказу Министерства транспорта РФ от 13.02.2013г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" тахографами оснащаются выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).
В соответствии с п.3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 21.08.2013г. N 273, оснащение тахографами транспортных средств производится: транспортных средств категории (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, - до 1 сентября 2014 года.
Согласно п.2 указанного Порядка он применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
Заявителем не оспаривается и материалы дела не содержат сведений о том, что автомобиль "данные изъяты", не относится к транспортным средствам категории, используемым для перевозки грузов, не относящихся к опасным, которые должны быть оснащены тахографами в срок до 1 сентября 2014 года.
Как следует из карточки учета транспортных средств, разрешенная максимальная масса транспортного средства "данные изъяты" составляет 16300 кг.
Таким образом, ОАО "МРСК Сибири" является владельцем транспортных средств категории N3, которые используются для коммерческой деятельности и подлежат оснащению тахографами.
Доводы ОАО "МРСК Сибири" о том, что Общество относится к коммунальным организациям, в связи с чем автомобили организации не должны быть оснащены тахографами, были проверены судом и обоснованно отвергнуты, поскольку установлено, что транспортные средства, предусмотренные ГОСТ 31544-2012 "Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности", в организации отсутствуют.
Следовательно, установка на транспортных средствах технических средств контроля (тахографов) является обязанностью ОАО "МРСК Сибири". Доказательств отсутствия оснований для оснащения транспортных средств техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая нормы Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 года и пункта 14.1 Приказа МВД от 08.06.1999 года N 410, предоставляющие право должностным лицам органов ГИБДД выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения, оснований для признания оспариваемого предписания незаконным не имеется, поскольку оно вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий и при наличии к тому законных оснований.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами ОАО "МРСК - Сибири" об отсутствии оснований для проведения проверки, поскольку материалами дела подтверждается, что проверка проведена в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на основании вышеназванного распоряжения заместителя начальника отдела - заместителя главного государственного инспектора Отдела ГИБДД УМВД России по г. Кемерово от 07.10.2014г. N 765 о проведении внеплановой проверки юридического лица.
Не может служить основанием для отмены решения суда довод ОАО "МРСК Сибири" о том, что оно не было уведомлено о проведении проверки, поскольку достоверно установлено, что с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 07.10.2014г. было ознакомлено должностное лицо - старший механик ОАО "МРСК Сибири" "Кузбассэнерго РЭС" Артемов А.А. То обстоятельство, что распоряжение не было направлено непосредственно в ОАО "МРСК Сибири", не влечет недействительности результатов проверки, поскольку данное нарушение не относится к грубым нарушениям, установленным в ст.20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нарушений срока уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, установленного частью 16 статьи 10 названного Федерального закона, не допущено, поскольку с распоряжением о проведении проверки, имевшей место 8 октября 2014 года, должностное лицо ознакомлено 7 октября 2014 года.
Не влияет на законность решения суда и оспариваемого предписания довод апелляционной жалобы о том, что филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго РЭС" не может быть субъектом исполнения предписания ОГИБДД по УМВД России по г. Кемерово от 08.10.2014г., поскольку в силу вышеприведенных положений Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха обязанность его соблюдения возлагается на владельцев транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств либо владеют им на иных законных основаниях, а факт владения филиалом ОАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго РЭС" транспортным средством "данные изъяты", следует из обстоятельств дела и заявителем не оспаривается. Кроме того, филиал ОАО "МРСК Сибири", хотя и не является юридическим лицом согласно уставу Общества, но действует от имени Общества и наделяется имуществом, которое учитывается как на балансе филиала, так и на балансе Общества. Следовательно, предписание выдано надлежащему лицу, допустившему нарушение требований законодательства.
Доводы жалобы о том, что предписание неисполнимо, так как не конкретизированы идентификационные данные транспортных средств, подлежащих оборудованию тахографами, являются необоснованными, поскольку содержание предписания изложено ясно и понятно, в нем не содержится указаний об оборудовании тахографами транспортных средств, но имеется указание об исключении из эксплуатации транспортных средств, не оборудованных такими средствами контроля.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, опровергающих законность решения суда первой инстанции, и обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких данных оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 13 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"Согласовано" ________________ судья Шалагина О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.