Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Ветровой Н.П., Казачкова В.В.,
при секретаре: Черновой М.А.,
с участием прокурора Ткач Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе, дополнениям к апелляционной жалобе ГУ-КРОФСС РФ в лице филиала N2 в г.Белово на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 05 июня 2015 года по иску прокурора г.Белово в защиту интересов несовершеннолетнего Малюгина Д.И. к Государственному учреждению- Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N2 в г.Белово о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Белово Шадеев С.Е., действующий в интересах несовершеннолетнего Малюгина Д.И., просит обязать Государственное учреждение- Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N2 в г.Белово (далее- ГУ-КРОФСС РФ в лице филиала N2 в г.Белово) обеспечить Малюгина Д.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, техническими средствами реабилитации: опорой для сидения для детей-инвалидов (сидение с ортопедической укладкой, съемный столик с подголовником, подножка с регулируемым углом наклона и фиксатором стоп, фиксация грудной части тела креплением абдуктор, система ремней разводящих бедра), креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП прогулочной, в том числе для детей-инвалидов, подгузниками в количестве 429 штук, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.2-8, 38-42).
Исковые требования обоснованы тем, что Малюгин Д.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ребенком- инвалидом. Инвалидность была установлена впервые ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ
По результатам освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ для несовершеннолетнего Милюгина Д.И. была разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации. В программе предусмотрена необходимость обеспечения его такими техническими средствами реабилитации как опора для ползания для детей-инвалидов (рама на четырех колесах, мягкое крепление для фиксации спинки и поясницы, мягкий упор под грудь, с регуляцией высоты и угла наклона платформы, чтобы руки были полусогнуты в локтях или выпрямлены, а коленные суставы свободно сгибались и разгибались), опора для сидения для детей-инвалидов (сидение с ортопедической укладкой, съемный столик с подголовником, подножка с регулируемым углом наклона и фиксатором стоп, фиксация грудной части тела креплением абдуктор"), кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов, подгузники для детей в количестве 90 штук в месяц. Указанную обязанность должны исполнять органы Фонда социального страхования РФ.
Однако ответчик данную обязанность не исполняет, нарушая гарантированные статьей 10 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" права детей на охрану здоровья.
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего Старикова Т.Н. обратилась в филиал N 2 ГУ-КРОФСС РФ с просьбой обеспечить ребенка техническим средством реабилитации: опорой для ползания, креслом-коляской, подгузниками, после чего ответчиком было принято решение о постановке несовершеннолетнего Малюгина Д.И. на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В течение ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени опора для сидения, кресло-коляска ребенку не выданы. Подгузники выданы не в полном объеме. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Старикова Т.Н. получила подгузники один раз в ДД.ММ.ГГГГ в количестве 396 штук.
Прокурор указал, что Малюгин Д.И. является ребенком-инвалидом, в силу несовершеннолетнего возраста и по состоянию здоровья самостоятельно защитить свои права в суде не может, его законный представитель обратилась к прокурору с просьбой выступить в защиту нарушенных прав ребенка на охрану здоровья в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
Прокурор г.Белово Шадеев С.Е., действующий в интересах несовершеннолетнего Малюгина Д.И., законный представитель несовершеннолетнего Старикова Т.Н. исковые требования поддержали.
Представитель ГУ-КРОФСС РФ Прошина О.Н. исковые требования не признала.
Решением суда постановлено:
Обязать ГУ - КРОФСС РФ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Малюгину Д.И. технические средства реабилитации: опору для сидения для детей-инвалидов (сидение с ортопедической укладкой, съемный столик с подголовником, подножка с регулируемым углом наклона и фиксатором стоп, фиксация грудной части тела креплением абдуктор, система ремней разводящих бедра), кресло-коляску с ручным приводом для больных ДЦП прогулочную, в том числе для детей-инвалидов, подгузники в количестве 429 штук.
Взыскать с ГУ - КРОФСС РФ государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе директор филиала N2 ГУ - КРОФСС РФ в г.Белово Мингатина Е.Н.(копия доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ.- на л.д.60) просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что судом не принято во внимание, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением граждан льготной категории техническими средствами реабилитации в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 07.04.2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями", осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение льготной категории граждан техническими средствами реабилитации, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
Согласно постановления Правительства РФ от 12.02.1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются Федеральной собственностью.
При выделении ассигнований Фондом социального страхования Российской Федерации Государственным учреждением - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации проводятся процедуры на заключение соответствующих государственных контрактов для поставки TCP в целях оказания услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации граждан льготной категории.
Обеспечение техническими средствами реабилитации, входящими в федеральный перечень, осуществляется за счет средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год, а значит обязанность Фонда социального страхования Российской Федерации по обеспечению граждан льготной категории техническими средствами реабилитации ограничена рамками финансирования соответствующих расходов из федерального бюджета, однако данный факт судом не учтен.
Судом также не принято во внимание, что в случае, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации (изделие) не может быть предоставлено гражданину льготной категории либо, если он приобрел соответствующее техническое средство реабилитации (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то данному гражданину выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации (изделия), но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом (пункт 15.1. Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. N240).
В интересах ребенка-инвалида Малюгина Д.И. действует законный представитель Старикова Т.Н., которая ДД.ММ.ГГГГ обратилась в филиал N2 ГУ - КРОФСС РФ с заявлением по обеспечению Малюгина Д.И. техническими средствами реабилитации, предоставив ИПР от ДД.ММ.ГГГГ N. На основании представленных документов Малюгин Д.И. был поставлен на учет в филиале N 2, в пределах выделенных филиалу квот был обеспечен техническими средствами реабилитации: подгузниками в количестве 396 штук - ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время Малюгин Д.И. состоит на учете в филиале N 2 по обеспечению техническими средствами реабилитации, согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ
Суд не принял во внимание, что в случае острой необходимости и нуждаемости в технических средствах реабилитации законный представитель Старикова Т.Н. могла обратиться за выплатой компенсации в установленном законодательством порядке. Однако до настоящего времени Старикова Т.Н. за компенсацией в филиал N 2 ГУ-КРОФСС РФ не обращалась, документов, подтверждающих самостоятельное приобретение опоры для сидения для детей-инвалидов, кресло-коляски с ручным приводом для больных ДЦП прогулочной, в том числе для инвалидов, подгузников не предоставляла.
Суд указал на нарушение прав Малюгина Д.И. в связи с неисполнением обязанности ГУ-КРОФСС РФ по своевременному обеспечению техническими средствами реабилитации. Однако судом не учтен тот факт, что срок проведения реабилитационных мероприятий, в частности обеспечения TCP согласно индивидуальной программе реабилитации Малюгина Д.И. N от ДД.ММ.ГГГГ., установлен учреждением МСЭ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, обращение в суд прокурора города Белово в защиту интересов Малюгина Д.И. преждевременно, так как Фонд социального страхования Российской Федерации вправе обеспечивать граждан льготной категории техническими средствами реабилитации в период действия индивидуальной программы реабилитации.
Прокурором были заявлены требования об обеспечении Малюгина Д.И. техническим средством реабилитации - подгузниками в количестве 429 шт. за прошедший период, что противоречит действующему законодательству. Приказом Министерства труда и социальной защиты N215н от 24.05.2013 года определено, что срок пользования TCP начинает исчисляться с даты первого обеспечения им инвалида.
Для абсорбирующего белья, подгузников срок пользования установлен не более 8 часов (при синдроме полиурии - не более 5 часов), а специальных средств при нарушении функции выделения в зависимости от их вида срок пользования установлен от 4 часов до 3 месяцев.
Указанные изделия предназначены для ежедневного и разового применения и не могут использоваться повторно. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письме N 13-3/10/В-4473 от 24.06.2015 года в целях однообразного правоприменения нормативных правовых актов в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в части предоставления инвалидам абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушении функции выделения дано в этой части соответствующее разъяснение и указано, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в том числе абсорбирующим бельем, подгузниками и специальными средствами при нарушении функции выделения за прошлый период не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств за текущий и прошлый периоды.
Решение суда в части возложения на ГУ-КРОФСС РФ обязанности обеспечить Малюгина Д.И. подгузниками в количестве 429 штук за прошлый период, согласно заявленных прокурором требований, незаконно и подлежит отмене.
На апелляционную жалобу прокурором города Белово Шадеевым С.Е. принесены возражения.
О времени и месте судебного заседания, назначенного на 27.08.2015г., стороны извещены надлежаще. В судебное заседание истец- законный представитель Малюгина Д.И. Старикова Т.Н. не явилась.
В соответствии со ст. 167 ч.3, ст. 327 ч. 1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав представителя ГУ- КРОФСС РФ Прошину О.Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N сроком до ДД.ММ.ГГГГ.), поддержавшую апелляционную жалобу, дополнение к апелляционной жалобе, просившую решение суда отменить, прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области Ткач Т.В., полагавшую, что оснований для отмены решения суда не имеется, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В частях 2, 3 ст. 11 Федерального закона N181-ФЗ определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Такая программа содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона N181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В пунктах 6,7,22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N2347-р, предусмотрен такой вид технического средства реабилитации, как опора, кресло-коляска, подгузники.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов.
В соответствии с п. 2 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно п.п. а п. 3 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства.
В соответствии с п. 4 Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с п. 5 Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Как установлено судом 1 инстанции и следует из материалов дела, Малюгин Д.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ребенком-инвалидом. Согласно справке бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11).
По результатам проведенного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ для несовершеннолетнего Малюгин Д.И. была разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации. В программу включены мероприятия по медицинской, психолого-педагогической, социальной реабилитации. Также в программе предусмотрена необходимость обеспечения ребенка такими техническими средствами реабилитации, как опора для ползания для детей-инвалидов (рама на четырех колесах, мягкое крепление для фиксации спинки и поясницы, мягкий упор под грудь, с регуляцией высоты и угла наклона платформы, чтобы руки были полусогнуты в локтях или выпрямлены, а коленные суставы свободно сгибались и разгибались), опора для сидения для детей-инвалидов (сидение с ортопедической укладкой, съемный столик с подголовником, подножка с регулируемым углом наклона и фиксатором стоп, фиксация грудной части тела креплением абдуктор"), кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов, подгузники для детей в количестве 90 штук в месяц (л.д.12-13).
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего ребенка Старикова Т.Н. обратилась в филиал N 2 ГУ-КРОФСС РФ в г.Белово с заявлением об обеспечении ребенка техническими средствами реабилитации: опорой для ползанья, креслом-коляской, подгузниками (л.д.15).
Решением филиала N 2 ГУ-КРОФСС РФ N от ДД.ММ.ГГГГ Малюгин Д.И. был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом для больных ДЦП прогулочной, в том числе для детей-инвалидов, подгузниками для детей 90 шт. в месяц, опорой для ползания для детей-инвалидов, опорой для сиденья для детей-инвалидов (л.д.16).
Согласно акту приема-передачи изделия от ДД.ММ.ГГГГ Стариковой Т.Н. были получены подгузники для детей в количестве 396 штук (л.д.19).
Доказательств того, что Малюгин Д.И. был обеспечен также опорой для ползанья, креслом-коляской, подгузниками в полном объеме, суду не представлено, стороной ответчика данное обстоятельство не отрицается.
Установив, что ответчик не исполнил надлежащим образом возложенные на него законом обязанности по обеспечению Малюгина Д.И. техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Неисполнение обязанности по обеспечению Малюгина Д.И. средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, является нарушением его прав по своевременному обеспечению техническим средством реабилитации, гарантированных государством.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что обязанность Фонда по обеспечению инвалидов техническим средствами реабилитации ограничена рамками финансирования соответствующих расходов из федерального бюджета, основанием к изменению или отмене решения не являются. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам гарантировано за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, утвержденным Правительством Российской Федерации. Причины, по которым ответчик не выполнил своей обязанности, возложенной на него государством, правового значения не имеют.
Довод апеллянта о преждевременном обращении в суд основан на неверном определении обстоятельств. В индивидуальной программе реабилитации Малюгина Д.И. указано, что реабилитационные мероприятия с использованием средств реабилитации проводятся в срок с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ Указанный срок не является сроком для обеспечения средством реабилитации, а является сроком применения средств реабилитации.
Довод апелляционной жалобы о возможности самостоятельного приобретения Малюгиным Д.И. технических средств, предусмотренных программой реабилитации, с дальнейшей компенсацией понесенных расходов не влияет на правильность выводов суда, поскольку сторона истца избрала способ защиты нарушенного права согласно положениям ст. ст. 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Приобретение средств реабилитации самим инвалидом с последующей компенсацией является правом, а не обязанностью ребенка-инвалида.
Доводы в дополнениях к апелляционной жалобе о невозможности выдачи технических средств реабилитации за прошедший период являются несостоятельными, основанным на неверном применении норм материального права. Истечение срока, за который Малюгину Д.И. следовало предоставить указанное количество подгузников, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право ребенка-инвалида на получение указанных средств в натуре.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и выводов об обстоятельствах, имеющих значение для дела, установленных судом, что в силу ст. 330 ГПК РФ не может служить основанием для отмены решения суда.
Разрешая дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал оценку доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и принял решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 05 июня 2015 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе - без удовлетворения.
Председательствующий - И.В. Першина
Судьи- Н.П. Ветрова
В.В. Казачков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.