Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 августа 2015 г. по делу N 33-1991/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Цыбульника В.Е.,
судей Санникова А.Б., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 25 мая 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления проходящего военную службу по контракту "данные изъяты" Якубенко А.П. об оспаривании решения начальника отдела ( "данные изъяты") Федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - отдел управления жилищного обеспечения) об отказе в принятии заявителя на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якубенко А.П. обратился в отдел управления жилищного обеспечения с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в чем ему было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ N на том основании, что ранее он в составе семьи своей матери был обеспечен жилым помещением от Министерства обороны Украины.
Якубенко А.П. обратился в суд с заявлением, в котором оспорил данное решение и просил обязать начальника отдела управления жилищного обеспечения повторно рассмотреть вопрос о его принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления Якубенко А.П. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. Автор жалобы считает, что исходя из положений Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2014 г. N 164 он относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., общая продолжительность его военной службы составляет свыше 20 лет, и он имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Также автор жалобы обращает внимание на то, что приведенные в решении суда основания отказа в принятии его на жилищный учёт в оспариваемом решении отдела управления жилищного обеспечения отсутствуют.
Далее в апелляционной жалобе указывается, что согласно положениям действующего законодательства социальные гарантии, которыми обладали лица, постоянно проживающие на территории Республики Крым и получившие гражданство Российской Федерации в связи с принятием Республики Крым в Российскую Федерацию, должны реализовываться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оспариваемое решение, по мнению подателя жалобы, ухудшает его правовое положение, существовавшее до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, поскольку в период прохождения военной службы в Вооружённых Силах Украины он состоял на учете военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявления Якубенко А.П. гарнизонный военный суд исходил из того, что заявитель относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, а потому вопрос о принятии его на учет в целях обеспечения жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, может быть решён лишь при увольнении заявителя с военной службы. Также суд счёл установленным, что поскольку Якубенко А.П. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации в марте 2014 г., то общая продолжительность его военной службы составляет менее двадцати лет, и он не имеет права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Однако такие выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по март 2014 г. Якубенко А.П. проходил военную службу в Вооружённых Силах Украины, с ДД.ММ.ГГГГ ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации, приказом статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Якубенко А.П. зачислен в списки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, ему присвоен личный номер, он полагается проходящим военную службу по контракту и назначен на воинскую должность.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной "данные изъяты" квартирно-эксплуатационной частью района Министерства обороны Российской Федерации, Якубенко А.П. в период прохождения военной службы в Вооружённых Силах Украины в "данные изъяты" г. обеспечивался в составе семьи своей матери жилым помещением по адресу: "адрес", жилой площадью "данные изъяты" кв.м., на состав семьи из "данные изъяты" человек. Данная квартира предоставлена матери заявителя взамен 3-х комнатной квартиры, в связи со снижением этажа, как инвалиду, получившему травму при исполнении трудовых обязанностей.
Обстоятельства, изложенные в указанной справке, не оспариваются сторонами и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, из которых усматривается, что Якубенко А.П. не имеет в собственности жилого помещения и с марта 2014 г. проживает на территории воинской части.
Из копии решения заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Якубенко А.П. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на том основании, что в период прохождения военной службы он в составе семьи своей матери обеспечивался упомянутым жилым помещением. При этом в решении содержатся ссылки на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
Между тем в названном решении не указано, как влияет то обстоятельство, что в "данные изъяты" г. Якубенко А.П., имея украинское гражданство и проходя военную службу в Вооруженных Силах Украины, был обеспечен в составе семьи своей матери жилым помещением из жилищного фонда этого государства, на решение вопроса о принятии его на жилищный учёт в связи с поступлением на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации.
В правовых нормах, на которые сделана ссылка в оспариваемом решении заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения, такого обоснования отказа в принятии на жилищный учет, как обеспечение ранее жильем в другом государстве, не содержится.
Ссылка в оспариваемом решении заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения на п. 3 Инструкции, который содержит положения о том, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется согласно требованиям ст. 51 ЖК Российской Федерации и в соответствии с учётной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, сделана без учёта того, что вопрос нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий исходя из учётной нормы обеспечения жилым помещением названным должностным лицом не рассматривался, как не исследовался и вопрос нахождения заявителя в составе семьи его матери - собственника упомянутого жилого помещения.
Что касается основания отказа, приведенного в решении суда, то оно в оспариваемом решении заместителя начальника отдела управления жилищного обеспечения не указано и им не рассматривалось, а потому приводить его правовой анализ у гарнизонного военного суда процессуальных оснований не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а заявление Якубенко А.П. - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Якубенко А.П. в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Якубенко А.П. удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника отдела ( "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии Якубенко А.П. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать начальника отдела ( "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" повторно рассмотреть вопрос о принятии Якубенко А.П. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.