Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Наумова И.В.,
судей коллегии Атрошкиной В.Т., Реутовой Ю.В.,
при секретаре Бордиян В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца С.1 на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Атрошкиной В.Т., объяснения представителя ответчика С.2, возражавшей относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по ЯНАО о признании незаконным решения комиссии об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности по принятию его на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указывал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Ямало-Ненецкого автономного округа. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по Пуровскому району УМВД России по ЯНАО. В период службы, а именно ДД.ММ.ГГГГ им поданы документы для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты, однако в приёме документов было отказано на том основании, что предоставлен не полный пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ, после увольнения со службы, им повторно поданы документы. Решением комиссии УМВД России по ЯНАО по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановки на учёт в связи с тем, что он не состоял на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД Росси по Пуровскому району. С данным решением не согласен, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Оренбургской области, где состоял на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В связи с переводом на службу в органы внутренних дел ЯНАО его жилищное дело было перенаправлено в УВД по Надымскому району, где ему отказали в постановке на учёт, при переводе в ОМВД по г. Новому Уренгой с ДД.ММ.ГГГГ был вновь поставлен на учёт лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При переводе в ОМВД России по Пуровскому району его жилищное дело не было передано в отдел, в связи с чем он обратился с заявлением о постановке на учёт с целью получения единовременной социальной выплаты.
Истец участия в судебном заседании суда первой инстанции не принимал. Его представитель С.3 исковые требования поддержал. Указал на обстоятельства постановки С.1 на учёт лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представители ответчика Управления МВД России по ЯНАО Т., С.2 против иска возражали.
Решением Салехардского городского суда от 28 мая 2015 года в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласен истец С.1, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на обстоятельства подачи заявления о постановке на учёт именно в период службы в органах внутренних дел. Указывает, что повторно направил ответчику тоже заявление, что и при первоначальном обращении, то есть от ДД.ММ.ГГГГ только с приложением полного пакета документов. Ссылается на длительность процедуры сбора необходимых документов. Оспаривает вывод суда о том, что он не состоял на учёте сотрудников нуждающихся в жилом помещении в ОМВД по г. Новый Уренгой.
Истец С.1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено, что С.1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел, уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, стаж службы в органах внутренних дел составляет в календарном исчислении 15 лет 4 месяца 13 дней.
ДД.ММ.ГГГГ, в период службы в органах внутренних дел обратился с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. ДД.ММ.ГГГГ данное заявление письмом УМВД России по ЯНАО возвращено заявителю без рассмотрения ввиду не предоставления полного пакета документов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, после увольнения со службы, С.1 вновь обратился к ответчику о постановке на учёт с приложением заявления от ДД.ММ.ГГГГ и необходимых для постановки на учёт документов, которое поступило к ответчику согласно входящему штампу ДД.ММ.ГГГГ.
Решением комиссии УМВД России по ЯНАО по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам органов внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учёт С.1 отказано ввиду отсутствия оснований, поскольку не состоял на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по Пуровскому району (где проходил службу на дату увольнения).
Оспаривая отказ в постановке на учёт, С.1 указывает о подаче заявления в период службы в органах внутренних дел, а не после своего увольнения.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223 утверждены Правила предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании его заявления на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
Названным пунктом Правил определено, какие документы подлежат приложению к такому заявлению.
Министерством внутренних дел России разработаны методические рекомендации по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях) учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставления.
Согласно данным Методическим рекомендациям секретарь комиссии проверяет комплектность поступивших документов на соответствие пункту 5 Правил, для последующего доклада на комиссию. Заявление о постановке на учёт датируется днём принятия секретарём полного пакета документов.
Поскольку к заявлению С.1 от ДД.ММ.ГГГГ не был приложен полный пакет документов, то оно было ему возвращено. Последующая подача заявления с полным пакетом документов состоялась в декабре 2014 года, то есть после увольнения истца со службы и соответственно датой его принятия на рассмотрение Комиссией является ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из положений частей 1 и 6 статьи 4 Федерального закона N247-ФЗ в их взаимосвязи, следует, что единовременная социальная выплата предоставляется действующим сотрудникам органов внутренних дел и сохраняется её предоставление сотрудникам уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятым на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты в период службы.
Таким образом, принятие на учёт сотрудника в качестве, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, в условиях названных положений закона, должно состояться в период его службы.
Так как, повторное заявление С.1 о постановке на учёт было подано им и поступило на рассмотрение Комиссии после увольнения со службы, то оснований для его постановки на учёт как действующего сотрудника не имелось.
В указанных обстоятельствах Комиссия УМВД России по ЯНАО обоснованно рассмотрела вопрос о принятии С.1 на учёт с целью получения единовременной социальной выплаты применительно к положениям статьи 6 Федерального закона N247-ФЗ.
Положения статьи 6 Федерального закона N247-ФЗ предусматривают, что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из буквального толкования названных положений закона, следует, что право на предоставление единовременной социальной выплаты возникает у сотрудника, принятого на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ и состоящего на таком учёте на момент изъявления желания на получение единовременной социальной выплаты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С.1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в УВД по Оренбургской области. Однако, в период службы в органах внутренних дел Ямало-Ненецкого автономного округа на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоял.
В соответствии с пунктом 3 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учёту лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утв. приказом МВД России от 24 мая 2003 N345 (далее- Положение), учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
Учет сотрудников исходя из даты принятия на учёт по прежнему месту службы, в силу пункта 8 Положения возможен только при перемещении в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны).
Поскольку в 2012 году имело место поступление С.1 на службу в органы внутренних дел Ямало-Ненецкого автономного округа, то есть в иной регион службы, то положения пункта 8 Положения в названом случае неприменимы.
Так как на момент принятия оспариваемого решения комиссии УМВД России по ЯНАО С.1 не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствующем территориальном органе УМВД России по ЯНАО, то отказ в его постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты является обоснованным.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья /подпись/ В.Т. Атрошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.