Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Мосиявич С.И.
судей Семейкиной С.А. и Мочаловой Н.В.,
при секретаре Попадия Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, гражданское дело по апелляционной жалобе Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьска,
на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 мая 2015 года, которым заявление К. об оспаривании бездействия Администрации города Ноябрьск в части непринятия решения об изъятии жилого помещения квартиры N в доме N по "адрес" путем выкупа ее у К. удовлетворено.
- постановлено обязать Администрацию г. Ноябрьск подготовить и принять решение об изъятии жилого помещения - квартиры N, расположенной в доме N по "адрес" и находящейся в собственности К. путем выкупа, в порядке, определенном гражданским, жилищным и земельным законодательством.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкину С.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации города Ноябрьск, выраженном в непринятии решения об изъятии жилого помещения, признанного аварийным, для муниципальных нужд.
В обоснование заявления указала, что является собственником квартиры N в доме N по "адрес". ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, в установленном порядке, многоквартирный жилой дом N по "адрес" был признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный жилой дом имеет значительную деформацию фундаментов и несущих конструкций. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Ноябрьск было принято решение N 1007-з о самостоятельном отселении собственников аварийного жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ и в срок до ДД.ММ.ГГГГ сносе данного дома. Однако до настоящего времени снос жилого дома не осуществлен, изъятие жилого помещения в установленном порядке не произведено, что нарушает законодательство и свидетельствует об уклонении органа местного самоуправления от выполнения возложенной законом обязанности.
В возражениях на заявление представитель заинтересованного лица требования не признал, указав, что принятие решения об изъятии земельного участка и жилого помещения у собственника является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого указана выше.
С решением суда не согласна Администрация города Ноябрьск в лице Ноябрьского городского департамента по имуществу.
Представитель Г., действующий на основании доверенности, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления. Анализируя законодательство, считает, что принятие решения об изъятии земельного участка и аварийного жилого помещения является правом органа местного самоуправления. Заявитель была ознакомлена с условиями программы по переселению из ветхого и аварийного жилья и обязалась их выполнять.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, заявитель К. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры N дома N по "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением межведомственной комиссии Администрации МО г. Ноябрьск от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации МО город Ноябрьск N 1007-з от ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилого дома был установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ по отселению и срок до ДД.ММ.ГГГГ по самостоятельному сносу дома.
Кроме того, названный многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, срок выселения из граждан определен в IV квартале 2014 года, снос дома определен в IV квартале 2016 года.
До настоящего времени как отселение, так и снос жилого дома, не произведены.
Частями 1 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность органа местного самоуправления принявшего решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, в случае неисполнения собственниками помещений в указанном доме требования о его сносе, по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Исполнение данной обязанности органом местного самоуправления обусловлено тем, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Из обстоятельств дела следует, что К. не согласна на предоставление другого жилого помещения, поскольку фактическое проживание в нем всех членов семьи собственника невозможно из-за недостаточной площади, в связи с чем просит об изъятии принадлежащего ей жилого помещения путем его выкупа.
Суд, установив длительное бездействие администрации г. Ноябрьска, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы принятие таких решений не является правом, а является обязанностью органа местного самоуправления, которая в данном случае возникла с связи с неисполнением собственником помещений в указанном доме требования о отселении жильцов аварийного жилого дома и его сносе.
Кроме этого, как следует из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом имеет деформацию фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности.
Таким образом, длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения у собственников аварийного дома, не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
Исходя из распределения бремя доказывания, установленного частью 1 статьи 249 ГПК РФ, органом местного самоуправления не представлено доказательств, что со дня признания жилого дома аварийным производись работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан в нём проживающих либо собственники были временно отселены.
Следовательно, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь ч.1 ст. 258 ГПК РФ удовлетворил заявление.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
Таким образом, исходя из ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права применительно к ч.4 ст. 330 ГПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья: /подпись/ С.А. Семейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.