Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Акбашевой Л.Ю.,
судей коллегии Рахимкуловой Н.Р., Бреевой С.С.,
при секретаре Полохиной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Г.1, Г.2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу администрации города Ноябрьска о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма
по апелляционной жалобе Администрации города Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда от 28 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рахимкуловой Н.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.1, Г.2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 обратились с иском к Администрации муниципального образования город Новый Уренгой о предоставлении жилого помещения вне очереди на условиях договора социального найма.
В обосновании иска указали, что их семья проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" на условиях договора социального найма. Жилой дом, в котором расположена занимаемая ими квартира, признан аварийным и подлежащим сносу, проживание в нем создает угрозу их жизни и здоровью. Просили возложить на Администрацию города Новый Уренгой предоставить им жилое помещение, общей площадью не менее 39, 5 квадратных метра.
В судебном заседании истцы участия не принимали, их представитель А. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика В. просила в иске отказать.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Новый Уренгой выражает несогласие с решением суда, указывая, что ответчиком не оспаривается право истцов на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, которое будет реализовано при наличии свободного жилого помещения социального использования. Ссылается на отсутствие свободных жилых помещений социального использования в настоящее время, предполагаемое нарушение жилищных прав иных граждан, имеющих внеочередное право на предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма ранее истца. Полагают, что отсутствует острая нуждаемость в предоставлении жилья по договору социального найма с учетом возможности обеспечения истцов жильем маневренного использования.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилого фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, установлены основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.
Тем самым, федеральным законодательством на органы местного самоуправления, возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилого фонда и соответствием жилых помещений, расположенных в нём, установленным требованиям, в том числе путём признания ветхих или аварийных домов непригодными для проживания.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истцы проживают в доме N расположенном по адресу: "адрес" по договору социального найма (л.д. 9). Семья истцов состоит в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Согласно постановлению Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 27 июня 2008 года N П-1033, на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N жилой дом N "адрес" включен в Перечень жилых помещений, непригодных для проживания; Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу предписано осуществить отселение граждан, проживающих в доме на условиях договора социального найма путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма из состава муниципального жилищного фонда социального использования (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия своим заключением N вновь признала жилой дом N "адрес" аварийным и подлежащим сносу, указав, что жилое помещение имеет деформацию фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности (л.д. 13-14).
Распоряжением Администрации города Новый Уренгой от 14 февраля 2012 года N 96-з жилой дом, по вышеуказанному адресу, включен в Перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Ноябрьск; Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьска предписано: осуществить отселение из занимаемого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ, предоставив гражданам, проживающим в доме на условиях социального найма, другое благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма из состава муниципального жилищного фонда социального использования (л.д. 12).
Обязывая Администрацию города Ноябрьска предоставить истцам благоустроенное жилое помещение по договору социального в границах города Ноябрьска общей площадью не менее 48 квадратных метра, суд первой инстанции исходил из невозможности проживания истцов в занимаемом ими жилом помещении, поскольку дом, в котором оно находится, был признан непригодным и подлежащим сносу ввиду его аварийности.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм закона и не могут служить основанием для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, от 3 ноября 2009 г. N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 г. N 1548-О-О, от 23 марта 2010 г. N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 г. N 1328-О-О).
В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, срок сноса дома и отселения граждан, в нём проживающих, ответчиком неоднократно переносился; крайний срок отселения граждан, определенный ответчиком - 27 января 2015 года, истек; сведения, указывающие на осуществление ответчиком мероприятий по укреплению несущей способности деревянных конструкций дома, в материалах дела отсутствуют; другое благоустроенное жилое помещение для переселения истцам не предоставлено.
В этой связи является правильным вывод суда о внеочередном предоставлении истцам на состав семьи из трех человек для проживания жилого помещения общей площади 48 квадратных метра, исходя из нормы предоставления, установленной в городе Ноябрьске ( "данные изъяты" кв.м.).
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям законности и обоснованности, отмене или изменению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.