Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Бобылевой Л.Н.,
при секретаре Котенок И.М.,
с участием прокурора Б.О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 6 августа 2015 года по докладу судьи Бобылевой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе К.Е.М. на решение Почепского районного суда Брянской области от 20 апреля 2015 года по исковому заявлению К.Е.М. к Государственному учреждению -
Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа "данные изъяты"" о признании несчастного случая, произошедшего 11 января 1983 года, имевшим место на производстве, признании права на страховые выплаты в связи с трудовым увечьем и возложении обязанности на Государственное учреждение - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации начислить и выплачивать ежемесячные страховые выплаты,
УСТАНОВИЛА:
К.Е.М. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с 1 сентября 1977 года по 31 августа 2009 года она работала в МБОУ СОШ "данные изъяты" в должности воспитателя группы продленного дня.
11 января 1983 года при выполнении трудовых обязанностей связанных с переписью учеников, проживающих во вверенном ей районе "адрес", возвращаясь домой, она упала и сломала ногу, что подтверждается справкой, выданной директором школы и актом расследования несчастного случая, произошедшего в пути с работы.
По заключению акта освидетельствования во ВТЭК от 29.11.1994 года ей была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 50% и она была признана инвалидом 3 группы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила признать несчастный случай, имевший место 11 января 1983 года, связанным с производством, а также признать за ней право на страховые выплаты в связи с трудовым увечьем и возложить на ГУ "Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" обязанность начислить и выплачивать ежемесячные страховые выплаты.
Решением суда от 20 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований К.Е.М. отказано.
В апелляционной жалобе К.Е.М. просит решение суда отменить и принять новое решение, мотивируя тем, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку травма в виде перелома наружной лодыжки правого голеностопного сустава была получена 11 января 1983 года при исполнении ею трудовых обязанностей и связана с производственной деятельностью.
К.Е.М. в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. Представитель ответчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им "данные изъяты"" надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал. Судебная коллегия в соответствии с требованиями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Бобылевой Л.Н., объяснения представителя ответчика ГУ - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования РФ З.Т.В., которая просила решение суда оставить без изменения, заключение прокурора о законности принятого решения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Материалами дела установлено, что К.Е.М. в период с 05.09.1977 по 01.09.2009 работала в МБОУ СОШ "данные изъяты".
11.01.1983 К.Е.М., работая в должности воспитателя группы продленного дня, производила учет детей в своем микрорайоне после рабочего дня в школе и при возвращении домой упала и поломала ногу.
29.11.1994 и 13.11.1995 К.Е.М. устанавливалась 3 группа инвалидности вследствие трудового увечья сроком на 1 год. В 1996-1997 годах она освидетельствование не проходила, а 03.02.1998 года ей была установлена 3 группа инвалидности вследствие трудового увечья бессрочно.
В силу ст. 184 Трудового кодекса Российской Федерации при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года N2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в силу положений статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статьи 227 ТК РФ несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении обязанностей по трудовому договору или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или совершаемых в его интересах, как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем (или на личном транспортном средстве в случае его использования в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора), и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
При этом следует учитывать, что событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком, также может быть отнесено к несчастным случаям на производстве.
Для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать, указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (часть третья статьи 227 ТК РФ).
В силу п. 1 ст. 28 указанного Федерального Закона лицам, получившим до вступления в силу настоящего закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что травма была получена К.Е.М. не при исполнении ею трудовых обязанностей и не связана с производственной деятельностью.
Судебная коллегия находит данный вывод суда обоснованным, соответствующим собранным по делу доказательствам.
Так, из копии дубликата акта расследования несчастного случая, произошедшего в быту, в пути на работу или с работы, а также акта расследования несчастного случая, произошедшего в быту, в пути на работу или с работы формы БТ, датированных 09.02.1983 года, следует, что несчастный случай с К.Е.М., произошел 11 января 1983 года в 20 часов 40 минут на "данные изъяты" при возвращении домой. Данный факт установлен на основании показаний свидетеля К.Л.В. и больничного листа.
В книге приказов по МБОУ СОШ им. Н.Н.А. за период с 1982 года по 1983 год отсутствуют приказы о возложении на К.Е.М. обязанности производить в вечернее время перепись детей.
Каких либо письменных доказательств того, что К.Е.М. 11.01.1983 производила перепись детей, по делу не имеется.
Показаниями свидетеля К.И.И., работавшего в 1983г. директором школы, факт получения травмы К.Е.М. при выполнении работы по поручению работодателя не подтвержден.
Установление причины инвалидности вследствие трудового увечья не является бесспорным подтверждением несчастного случая на производстве, поскольку в соответствии с Методическими указаниями по определению причин инвалидности ( Приложением N1 к приказу Министерства социального обеспечения РСФСР от 25.12.1986 года N161) инвалидность рабочего или служащего считалась наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший инвалидность произошел в пути на работу или с работы, что в данном случае было подтверждено актом расследования несчастного случая, происшедшего в быту, в пути на работу или с работы от 09.02.1983 по форме БТ.
При этом материалами дела установлено, что акта о несчастном случае на производстве по форме Н1, составление которого на момент получения травмы К.Е.М. было предусмотрено Положением о расследовании и учете нечастных случаев на производстве, утверждённым постановлением Президиума ВЦСПС от 13 августа 1982 г. N 11-6, не имеется. Расследование несчастного случая в установленном порядке работодателем не производилось.
Учитывая, что страховой случай не подтвержден в установленном порядке на момент получения травмы К.Е.М., а также не представлены доказательства в подтверждение данного факта в рамках рассмотрения исковых требований по настоящему делу, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, принятым в соответствии с требованиями закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вывод суда о получении травмы в быту сделан преждевременно, на недостаточных доказательствах, несостоятельны, так как все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, собранным по делу доказательства судом дана оценка с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
В остальном доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые заявлялись при рассмотрении дела, судом первой инстанции им дана надлежащая оценка, а потому они фактически выражают несогласие с выводами суда, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Почепского районного суда Брянской области от 20 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Петракова
судьи областного суда О.Н.Денисюк
Л.Н. Бобылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.