Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.,
судей областного суда: Маклашова В.И., Горбачевской Ю.В.,
с участием прокурора Бойкачевой О.А.,
при секретаре Милица Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 августа 2015 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе директора Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Т. на решение Советского районного суда г. Брянска от 20 мая 2015 года по делу по иску прокурора Брянского района Брянской области в защиту интересов Г. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о понуждении предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд в защиту интересов Г. с указанным иском, ссылаясь на то, что Г. является инвалидом 3 группы, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., и в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на предоставление набора социальных услуг, в том числе на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Вместе с тем, в 2013 году путевка на санаторно-курортное лечение Г. предоставлена не была, несмотря на его обращение с заявлением к ответчику.
В судебном заседании помощник прокурора Брянского района Брянской области П. уточнила исковые требования, просила суд обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, предоставить Г. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 г.
Представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Г. в судебном заседании возражала против заявленных требований с учетом уточнений, суду пояснила, что в 2012 г. на основании заявления и медицинской справки формы N070/у-04 от 15.05.2012г. N 60 Г. был поставлен на учет на получение санаторно-курортного лечения. Г. был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечении в санаторий "Затишье" с датой заезда 02.06.2012 г. Так же были предоставлены медицинские справки от 15.02.2013 г. N 37 и от 20.09.2013 г. N 184. На период 2014 год и 2015 год Г. отказался от набора социальных услуг и воспользовался правом получать ежемесячную денежную выплату.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Г., представителей третьи лиц УФК по Брянской области, ГУ Брянское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации
Решением Советского районного суда г. Брянска от 20 мая 2015 г. исковые требования прокурора Брянского района Брянской области в защиту интересов Г. удовлетворены.
Суд обязал Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области обеспечить Г. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 г.
В апелляционной жалобе директор Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Т. просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права. Указывает на то, что Г. в 2014 г., 2015 г. отказался от набора социальных услуг и воспользовался правом получать ежемесячную денежную выплату. Также указывает, на то, что Департамент не может выделить путевки, ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение.
На доводы апелляционной жалобы принесены возражения помощником прокурора Брянского района Брянской области П., которая просит оставить решение суда без изменения.
Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., заслушав заключение прокурора Бойкачевой О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, инвалиды и участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г.
Статьей 6.2. названного Федерального закона указанной категории граждан в состав предоставляемого набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3. указанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которому обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования Г., суд первой инстанции исходил из того, что он является инвалидом 3 группы, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., согласно медицинским справкам от 15.02.2013 года и от 20.09.2013 г. по форме N 070/у-04 ему показано санаторно-курортное лечение, в связи, с чем он имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
Учитывая что заявитель 20.02.2013 г. и в сентябре 2013 г. обращался в Департамент социальной и демографической политики Брянской области с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год, однако ею обеспечен не был, суд постановил вышеназванное решение.
Суд обоснованно учел, что в связи с истечением календарного года (2013 г.) в силу положений ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" ответчик не может быть освобожден от обязанностей обеспечить Г. путевкой, поскольку неисполнение ответчиком своих обязанностей в пределах установленного законом срока, не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, если он своевременно обратился за ее предоставлением.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточном финансировании расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, а также об отказе Г. от путевки в 2014, 2015 г. в связи с желанием получать ежемесячную денежную выплату, судебная коллегия оценивает как несостоятельные, поскольку они не свидетельствуют об отсутствии у истца права на санаторно-курортное лечение в 2013 году.
Поскольку истец не является субъектом бюджетных правоотношений, его права не могут быть поставлены в зависимость от объема финансирования социальных услуг. При этом, право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации в соответствии с медицинскими показаниями закон не ставит в зависимость от наличия очередности лиц, нуждающихся в таком лечении, от наличия (отсутствия) финансовых средств или от предоставления лицу путевки либо ежемесячной денежной выплаты в текущем году за предыдущие годы.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с требованиями закона, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 20 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. БАННЫЙ
Судьи областного суда В.И. МАКЛАШОВ
Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.