Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Бобылевой Л.Н.,
при секретаре Котенок И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 августа 2015 года по докладу судьи Бобылевой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации "адрес" М.А.Н. на решение Унечского районного суда Брянской области от 8 мая 2015 года по иску Ф.В.В. к администрации "адрес" о признании незаконным распоряжения и решения жилищной комиссии о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛА:
Ф.В.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 22 февраля 1991 года состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи три человека: она, ее сын П.Ф.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ее дочь П.М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку проживали в общежитии, расположенном по адресу: "адрес", "данные изъяты"
В декабре 2014 года указанное жилое помещение передано в собственность ее сыну П.Ф.В. в порядке приватизации.
Распоряжением администрации "адрес" от 26 марта 2015 года "данные изъяты" она снята с жилищного учета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований дающих право на получение жилых помещений по договорам социального найма (протокол заседания жилищной комиссии от 18 марта 2015 года "данные изъяты") и отказано в выдаче ходатайства о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы "Строительство, архитектура и дорожное хозяйство "адрес" (2014-2020гг.)"
Оспаривая законность данных решений, просила признать недействительным решение (протокол заседания) жилищной комиссии от 18 марта 2015 года N и незаконным распоряжением администрации "адрес" от 26 марта 2015 года "данные изъяты" в части снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также просила признать незаконным отказ в выдаче ходатайства о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы "Строительство, архитектура и дорожное хозяйство "адрес" (2014-2020гг.)" и взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Решением суда от 8 мая 2015 года признаны недействительным решение (протокол заседания) жилищной комиссии при администрации "адрес" от 18 марта 2015 года N и незаконными распоряжение главы администрации "адрес" от 26 марта 2015 года "данные изъяты" в части снятия Ф.В.В. с жилищного учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и отказ в выдаче ей ходатайства о признании нуждающейся в жилищных условий в рамках подпрограммы "Развитие кредитования в жилищном строительстве" государственной "Строительство, архитектура и дорожное хозяйство "адрес" (2014- 2020гг.)".
С администрации "адрес" в пользу Ф.В.В. взыскано в счет оплаты услуг представителя "данные изъяты" рублей, в части взыскания расходов по оплате государственной пошлины отказано.
В апелляционной жалобе глава администрации "адрес" М.А.Н. просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что у Ф.В.В. утрачены основания, по которым она может состоять на жилищном учете, а именно: на одного члена семьи приходится более учетной нормы и бывшему общежитию присвоен статус жилого дома. Оснований для выдачи ходатайства о предоставлении субсидии не имелось, поскольку Ф.В.В. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В письменных возражениях Ф.В.В. просит решение суда от 8 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель администрации "адрес" надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Судебная коллегия в соответствии с требованиями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав доклад судьи облсуда Бобылевой Л.Н., объяснения Ф.В.В., ее представителя адвоката Б.А.В., которые просили решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражение на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено что на основании заявления от 18 февраля 1991 года истица была поставлена на жилищный учет ( протокол жилищной комиссии при Унечском горисполкоме N от 29 марта 1991 года). Основанием для постановки на учет явилось проживание в общежитии.
На момент принятия на учет Ф.В.В. проживала в общежитии,
расположенном по адресу: "данные изъяты" "данные изъяты" ( "данные изъяты" Состав семьи составлял 3 человека -
заявитель, сын заявителя П.Ф.В., дочь заявителя П.М.В.
В 2006 году ее дочь П.М.В. прекратила право пользования данной комнатой и была снята с регистрационного учета.
В декабре 2014 года указанное жилое помещение передано в собственность П.Ф.В. в порядке приватизации.
Ф.В.В. 25 февраля 2015 года обратилась к ответчику с
заявлением о выдаче ей ходатайства о признании ее в качестве нуждающихся
в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Развитие
ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной
программы "Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской
области" ( 2014-2020 годы), утвержденной Постановлением Правительства
"адрес" от 30 декабря 2013 года "данные изъяты", по условия которой семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим невысокий совокупный доход, предоставляется финансовая помощь за счет средств областного бюджета в виде субсидии на компенсацию части стоимости жилья.
Решением жилищной комиссии администрации "адрес" N от 18 марта 2015 г. признано, что истица утратила основания, по которым была принята на учет в улучшении жилищных условий, так как является членом семьи собственника жилого помещения общей площадью 29,7 кв. м. и обеспечена общей площадью жилья на 1 члена семьи более учетной нормы, кроме этого общежитию, в котором она проживала был присвоен статус жилого дома.
Распоряжением администрации "адрес" от 26 марта 2015 года "данные изъяты" Ф.В.В. снята с жилищного учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях и 30 марта 2015г. отказано в выдаче ходатайства о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы "Строительство, архитектура и дорожное хозяйство "адрес" (2014- 2020гг.)".
Суд, удовлетворяя исковые требования Ф.В.В., пришел к выводу о том, что оснований для снятия ее с учета в качестве нуждающихся в жилищных помещениях не имелось, поскольку ее жилищные условия не изменились.
Судебная коллегия считает данный вывод суда обоснованным, соответствующим требованиям закона.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Ф.В.В., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, статья 6 Вводного закона не допускает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., по основанию, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
При этом часть 2 статьи 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., в том случае, если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях были утрачены не в связи с действиями граждан, а в связи с изменением в силу закона правового статуса жилого помещения и при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были.
Правовой статус жилого помещения, занимаемого Ф.В.В. с
сыном П.Ф.В. был изменен в связи с передачей жилого дома, ранее
являющегося общежитием, в муниципальную собственность.
Вместе с тем, распоряжением администрации "адрес" "данные изъяты" от 26 марта 2015 года Ф.В.В. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Снятие истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, учитывая
положения ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии
оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки ее на учет.
Как следует из материалов дела таковых оснований судом установлено не было.
Учитывая, что отказ администрации в выдаче Ф.В.В. ходатайства о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы "Строительство, архитектура и дорожное хозяйство "адрес"" ( 2014-2020 годы), утвержденной Постановлением "адрес" от 30 декабря 2013 года "данные изъяты" связан с решением о снятии ее с жилищного учета, то судебная коллегия считает обоснованным и решение суда в части признания незаконным данного отказа.
Судебная коллегия находит приведенные в оспариваемом судебном постановлении выводы правильными, должным образом мотивированными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, анализе и оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, а потому решение суда отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для его отмены и направлены на необоснованную переоценку правильных выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Унечского районного суда Брянской области от 8 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
судьи областного суда О.Н. Денисюк
Л.Н. Бобылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.