Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Баюры Л.Н., Бельмас И.Ю.,
при секретаре Баль Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по иску прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов С. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тенькинская районная больница" о взыскании компенсации по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление
по апелляционной жалобе министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 17 июня 2015 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., выслушав объяснения помощника прокурора Магаданской области Коростыленко Ю.Е., поддержавшей письменные возражения на апелляционную жалобу и.о. прокурора Тенькинского района и полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тенькинского района Магаданской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов С. с вышеназванным иском к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тенькинская районная больница" (далее - МОГБУЗ "Тенькинская районная больница"), указав в его обоснование, что С. работает в должности " ... " МОГБУЗ "Тенькинская районная больница", проживает в " ... " и в соответствии с действующим законодательством Магаданской области относится к числу лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В период с января 2013 г. по февраль 2015 г. включительно компенсация расходов по оплате за жилье и коммунальных услуг производилась ответчиком не в полном объеме, не компенсированы фактически понесенные С. расходы в размере " ... " рублей " ... " копейки, которые прокурор просил взыскать с ответчика в пользу истца.
Определением судьи от 28 мая 2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.
Решением Хасынского районного суда Магаданской области от 17 июня 2015 г. исковые требования прокурора удовлетворены частично, с МОГБУЗ "Тенькинская районная больница" в пользу С. взыскана компенсация расходов по оплате жилого помещения, отопления и электроснабжения за период с января 2013 г. по февраль 2015 г. в размере " ... " рублей " ... " копеек. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения. С ответчика в доход бюджета муниципального образования "Тенькинский район" взыскана государственная пошлина в размере " ... " рублей " ... " копеек.
В апелляционной жалобе министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Настаивает на том, что Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 г. N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области" установлена обязанность по компенсации расходов медицинским работникам только за освещение, а не за потребленную электроэнергию в целом.
Полагает, что вследствие невозможности отграничения расходов, связанных с освещением, от иных расходов, затраченных на электроэнергию, компенсация должна быть рассчитана на основании Методики расчета потребления электрической энергии на потребление, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 г. N 816, а также нормативов, утвержденных приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 08 августа 2012 г. N 54-н.
Удовлетворяя требования в части, суд не дифференцировал меры социальной поддержки, вследствие чего взыскал компенсацию за весь объем потребленной истцом в спорном периоде электроэнергии, что противоречит положениям приведенного нормативного правового акта.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Тенькинского района Ревутский Д.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Полагает, что принятое судом решение отвечает требованиям действующего законодательства; нормативные правовые акты, на основании которых ответчиком был произведен расчет компенсационных выплат, утратили свою силу.
Истец С., представители ответчика МОГБУЗ "Тенькинская районная больница" и третьего лица министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области, извещенные надлежащим образом, для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не явились; истец ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие. Руководствуясь положениями статей 167 (части 3, 4), 327 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения помощника прокурора Магаданской области Коростыленко Ю.Е., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы третьего лица и возражений относительно жалобы и.о. прокурора Тенькинского района, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам (статья 67 ГПК РФ) и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При рассмотрении дела никем не оспаривалось, что С. является медицинским работником, работает и проживает в поселке городского типа и имела право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в спорный период в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ней членов семьи на основании пункта "б" части 1 статьи 1 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 г. N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" (далее - Закон Магаданской области N 528-ОЗ).
Возражая против исковых требований, сторона ответчика утверждала, что согласно действующему законодательству истец имеет право на компенсацию расходов только по освещению жилого помещения, а не всей потребленной электроэнергии.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции обоснованно отверг этот довод как несостоятельный, и правильно взыскал с ответчика в пользу истца понесенные ею расходы на оплату потребленной в спорный период коммунальной услуги электроснабжения, за вычетом компенсации произведенной ответчиком в бесспорном порядке.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений или неправильного применения норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора и являлись бы в силу пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции не допущено.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях и определениях, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.
При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо приостановление предоставления выплат и льгот компенсационного характера будет иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. N 20-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 01 декабря 2005 г. N 521-О).
Пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. была установлена обязанность предоставления соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) и надлежащими учреждениями, предприятиями и организациями бесплатных квартир с отоплением и освещением в натуре квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 г. N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" (пункт 20) Советам Министров республик, край(обл)исполкомам предписано разработать и осуществить мероприятия по обеспечению всех проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках врачей, провизоров и среднего медицинского и фармацевтического персонала и проживающих с ними членов семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением.
Впоследствии указанные гарантии были восприняты рядом федеральных законодательных актов, в частности Жилищным кодексом РСФСР, в соответствии со статьей 59 которого специалисты, работавшие и проживавшие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, приведенные нормативные акты предусматривали до 01 января 2005 г. право медицинских работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, бесплатно пользоваться жилым помещением в котором оказывались услуги по отоплению и освещению (электроснабжению), что предусматривало полное освобождение данной категории лиц от внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги по отоплению и освещению (электроснабжению).
Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2).
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе на государственную поддержку нуждающихся в ней граждан (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Как следует из приведенных нормативных правовых положений, закрепление в законе указанных выше гарантий для сельских медицинских работников преследовало такую конституционно значимую цель, как охрана здоровья людей, и было обусловлено стремлением государства создать для граждан, работающих и проживающих в специфических социально-экономических условиях, дополнительные возможности: материальное стимулирование труда одних; обеспечение полноценной квалифицированной и доступной медицинской помощью - других.
Проводя диверсификацию расходов государства на означенные цели, федеральный законодатель пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внес ряд изменений, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При этом в соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.;
при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Поскольку координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, трудовое законодательство в соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, последние в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты. Принятые по таким предметам ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I и статья 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ признаны утратившими силу.
Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что государство более не заинтересовано в охране здоровья его граждан, и не означает, что органы государственной власти освобождаются от взятых на себя публично-правовых обязательств в этой сфере общественных отношений. Иное прямо противоречило бы установленным статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ основным принципам охраны здоровья, которые заключаются в соблюдении прав граждан в сфере здоровья и обеспечении связанных с этими правами государственных гарантий, ответственности органов государственной власти за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступности и качестве медицинской помощи.
При этом в силу статьи 10 данного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации.
Охрана здоровья граждан - это система мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно статье 3 этого же Федерального закона законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Исходя из общих положений и основных принципов охраны здоровья граждан права медицинских работников и меры их стимулирования входят в систему мер политического, экономического, правового и социального характера, которые осуществляются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных отношений) для медицинских и фармацевтических работников (врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогических работников медицинских организаций Магаданской области, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения предусмотрена компенсация расходов по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей (подпункт "б" пункта 1 статьи 1).
Таким образом, меры социальной поддержки указанным лицам предоставляются в виде компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право медицинских работников на их получение.
Как указано выше, ранее действовавшее законодательство, предусматривавшее предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме, предполагало полное освобождение медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, от оплаты услуг по освещению (электроснабжению).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
Исходя из положений приведенной нормы, освещение не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений, поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению.
При таком положении, поскольку и федеральное и областное законодательство предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, именно в отношении коммунальных услуг, а также учитывая отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок раздельного учёта электроэнергии, потребляемой указанной категорией лиц на освещение и иные цели, суд пришёл к обоснованному выводу о наличии у истца права на возмещение расходов по электроснабжению в полном размере.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что расчёт компенсации за электроэнергию, потребленную истцом на освещение, должен производится на основании Методики расчёта потребления электрической энергии, утвержденной приказом Департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, не может быть принята во внимание, поскольку указанный орган исполнительной власти Магаданской области не наделен полномочиями по осуществлению нормативного регулирования в данной сфере.
При таком положении, взыскание в пользу истца компенсации всей суммы расходов по оплате потребленной электроэнергии, понесенных ею в спорный период, произведено судом правомерно, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и не влекут отмену или изменение обжалуемого судебного постановления.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасынского районного суда Магаданской области от 17 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области- без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бежевцова
Судьи Л.Н. Баюра
И. Ю. Бельмас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.