Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Старцева Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ФИО)2 на решение судьи Нижневартовского районного суда (адрес) - Югры от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, в отношении юридического лица - открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением (номер) старшего государственного инспектора (адрес)-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (ФИО)3 от (дата) юридическое лицо ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей.
Решением судьи Нижневартовского районного суда (адрес) - Югры от (дата) указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе представитель Общества просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Указал на отсутствие доказательств загрязнения Обществом лесного участка. В ходе административного расследования Общество сообщило государственному инспектору о том, что на участке с указанными координатами ведутся работы по строительству нефтегазопровода "данные изъяты" однако данные доводы были проигнорированы. Счел необоснованным вывод судьи о допустимости акта маршрутного патрулирования от (дата) (номер) и использования его в качестве доказательства, поскольку предоставленный акт составлен в одностороннем порядке представителем Службы, без привлечения представителей Общества и понятых. Протокол взятия проб от (дата) не содержит координатных привязок к месту предполагаемого загрязнения, тогда как в акте дается ссылка на конкретные координаты.
Кроме того, полагает, что срок давности привлечения к ответственности в данном случае должен исчисляться с момента совершения правонарушения, а не с момента его обнаружения административным органом, указав, что поскольку дата загрязнения не определена административное правонарушение носит однократный характер и не может быть отнесено к категории длящихся.
При рассмотрении жалобы представитель Общества (ФИО)4 на доводах жалобы настаивал. Представитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (адрес)-Югры (далее по тексту Служба) (ФИО)5 против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от (дата)) загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в засорении леса, то есть размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан, поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания, или сбросов сточных вод, то есть привнесении, выпуске, сливании их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, то есть устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, то есть размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений.
К землям лесного фонда, в силу ч.1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли, покрытые лесной растительностью и не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статья 1 Федерального закона от (дата) N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дает понятие естественной экологической системы, как объективно существующей части природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и не живые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией. Другие источники дают такие понятия экологической системы, как закрытая, функционально единая совокупность организмов (растений, животных и микроорганизмов) - это биогеоценоз, то есть совокупность обитающих организмов и условий среды, в которой они обитают, и характеризуется биологическим разнообразием.
Таким образом, под понятием "леса" в ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимаются не земельные участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, а совокупность всех элементов географического ландшафта.
В силу ч.1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В силу ст.1 Федерального закона от (дата) N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер) утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с подпунктом "а", "ж" пункта 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, иные действия способные нанести вред лесам.
Лица, допустившие нарушение требований указанных Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(дата) в ходе проведения мероприятия по контролю (патрулированию) государственного лесного фонда в квартале 425 Октябрьского урочища Октябрьского участкового лесничества (в районе куста скважин (номер) Ватинского лицензионного участка ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз") на основании план-графика проведения рейдовых мероприятий в целях пресечения и предотвращения нарушений природоохранного законодательства на март 2015 года выявлены признаки загрязнения лесов сточными водами, химическими и другими вредными веществами, в результате аварии на трубопроводе (водоводе) (л.д.36-44).
По данному факту Нижневартовским управлением Службы (дата) возбуждено дело (номер) об административном правонарушении с проведением административного расследования в отношении Общества, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ (л.д. 45-46).
В рамках административного расследования Службой установлено, что в результате аварии произошедшей на трубопроводе (водоводе) в районе куста скважин (адрес) Общества в (адрес) выявлены признаки загрязнения сточными водами, химическими и другими вредными веществами участка лесного фонда (адрес).д. 47-52).
Согласно заключению Нижневартовского отдела Филиала ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от (дата) (номер) по результатам количественного химического анализа (КХА) и биотестирования проб почвы в указанном месте установлено, что показатель концентрации нефтепродуктов превышает показатель фоновой пробы в 11,2 раза, а показатель хлорид-ионов более чем в 181,8 раза. По результатам тестирования водная вытяжка почвы контрольной пробы оказала острое токсическое воздействие, прекращающееся при разведении в 4 раза (л.д. 58-68).
Административный орган установил, что в районе трубопровода (водовода) в районе куста скважин (номер) Ватинского лицензионного участка ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" в (адрес), эксплуатируемого Обществом произошло загрязнение земель лесного фонда подтоварной водой в результате аварии в квартале 425 выделе 24 и 66 Нижневартовского участкового лесничества.
Из положений статьи 2 Федерального закона от (дата) N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Подтоварная вода образуется при разделении нефтяной эмульсии и является смесью воды с нефтью и другими примесями. Подтоварные воды - это пластовые и пресные воды, которые выкачиваются на поверхность из недр земли при добыче углеводородного сырья, используются для обессоливания углеводородов, затем сливаются из резервуаров с углеводородами и закачиваются в естественный природный подземный коллектор. Они отличаются высокой степенью минерализации и являются химическим загрязнителем, попадание которого в поверхностные водные объекты и на почвы может нанести вред окружающей природной среде.
Согласно постановлению Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 5-п (ред. от 26.09.2014) "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории (адрес) - Югры" подтоварная вода отнесена к загрязняющим веществам.
Следовательно, причинение вреда окружающей среде подтверждается самим фактом разлива подтоварной воды.
Вопреки доводам жалобы судьей установлены все квалифицирующие признаки объективной стороны вмененного Обществу административного правонарушения.
Факт нарушения подтверждается актом рейдового патрулирования (номер) от (дата) с приложением фототаблицы, картой-схемой лесонарушения; схемой с интернет-сайта Реестра; выпиской из государственного лесного реестра (адрес)-Югры N 86/005/15/065; письмом ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" от (дата); заключением Нижневартовского филиала ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от (дата) (номер) с приложением акта отбора проб, схемы отбора проб, протоколов КХА и биотестирования.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по данному делу судья при соблюдении требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что загрязнение лесного фонда произошло по вине "данные изъяты" а также того, что оно осуществляло деятельность, в результате которой мог произойти разлив подтоварной воды, в материалы дела не представлено.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Совершенное Обществом административное правонарушение является длящимся, поскольку оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться со дня обнаружение административного правонарушения.
Имеющиеся в деле доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для установления вины ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принципы презумпции невиновности, закрепленные в ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судьей Нижневартовского районного суда доказательств, в то время как основанием к отмене судебного акта является наличие существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Нижневартовского районного суда (адрес) - Югры от (дата), вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" оставить без изменения, жалобу представителя открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ФИО)2 - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Старцева Е.А.
Копия верна:
судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры (ФИО)6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.