Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Волков А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" Зятикова А.Н. на решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 июня 2015 года, которым оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Щербина И.А. от 08 апреля 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Щербина И.А. от 08 апреля 2015 года, юридическое лицо - Открытое акционерное общество "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" (далее ОАО "ННП") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 июня 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представитель ОАО "ННП" Зятиков А.Н., просит решение судьи Нижневартовского городского суда от 01.06.2015 года по жалобе на постановление Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.04.2015 года о привлечении ОАО "ННП" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить. Считает, что Обществом своевременно и в установленной форме была направлена информация о случившейся аварии, при этом в переданных сообщениях лишь ошибочно указано, что в результате инцидента загрязнению подверглись земли промышленности, а не земли лесного фонда. Просит учесть, что переданная Обществом информация об инциденте отражает его географические координаты, что позволяло административному органу установить земли, которые были загрязнены, путем наложения данных координат на кадастровую и лесную карты, умысла на сокрытие инцидента Общество не имело. Также указал, что находит настоящее правонарушение малозначительным. Более того, полагает, что при привлечении Общества к административной ответственности административный орган превысил свои полномочия, не провел должных мероприятий, направленных на установление места инцидента, категории земельного участка и установление вины Общества, что исключает производство по делу об административном правонарушении.
Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры представлен отзыв на жалобу ОАО "ННП", в котором административный орган просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного органа Туровинина А.В., действующая по доверенности, поддержала доводы возражений, считала решение суда правильным и не подлежащим отмене.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва, оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других, связанных с ним прав.
Согласно ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Под экологической информацией, по смыслу ст. 8.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременного информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в соответствии с названными нормативными актами принято постановление от 14.01.2011 N 5-п "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры".
Согласно п.1.4 постановления Правительства ХМАО-Югры утверждена схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к ЧС(Н) (приложение 4). В данной схеме Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры названа среди контролирующих органов, которые извещаются о данных фактах и ситуациях.
Вопреки доводам жалобы судьей установлены все квалифицирующие признаки объективной стороны вмененного юридическому лицу административного правонарушения.
Так, из постановления о привлечении Общества к административной ответственности усматривается, что последнему вменяется в вину несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры.
Из материалов дела усматривается, что 05.03.2015г. при рассмотрении информации, поступившей в Нижневартовское управление Природнадзора Югры от ОАО "ННП" установлено, что 21.12.2014г. на нефтесборном коллекторе диаметром 159х6мм, направлением "куст скважин N32", Кошильского месторождения нефти произошел инцидент, вследствие которого, на трубопроводе в окружающую среду излилось 0,1 тонны нефти, что повлекло загрязнение земель на площади 0,0331га.
При обработке географических координат, указанных в сообщении об аварии, в программном обеспечении "ЛесГИС" Филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект", установлено, что вследствие данного инцидента были загрязнены земли лесного фонда в квартале 227, выделе 4 Охтеурского участкового лесничества ТО-Нижневартовское лесничество Нижневартовский район.
Вместе с тем, в оперативном сообщении об аварии (инциденте) на объектах ОАО "ННП" от 21.12.2014г. и в сведениях об аварии (инциденте) на трубопроводе ОАО "ННП" от 21.12.2014г., направленных в Нижневартовское управление Природнадзора Югры, в п.4 оперативных сообщениях об аварии, п.6 сведений об аварии, информация о загрязнении земель лесного фонда нефтью отсутствует (не представлена).
Вина юридического лица ОАО "ННП" в совершении указанного административного правонарушения подтверждается оперативным сообщением об аварии (инциденте) на объектах ОАО "ННП" от 21.12.2014г., сведениями об аварии (инциденте) на трубопроводе ОАО "ННП" от 21.12.2014г., картой-схемой места совершения административного правонарушения, выпиской из государственного лесного реестра ХМАО-Югры N 86/007/15/113, протоколом об административном правонарушении N02-262/2015 от 03.04.2015г., и иными материалами дела.
В соответствии с установленными обстоятельствами, прихожу к выводу, что должностным лицом действия (бездействие) юридического лица ОАО "ННП" по ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицировано верно.
Доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку принадлежность указанного участка к землям лесного фонда подтверждается Выпиской из государственного лесного реестра ХМАО-Югры N86/005/15/088 от 31.03.2015г. Указанной выпиской также подтверждается, что квартал N153-эксплуатационые леса. Согласно таксационной характеристике выдел N59- трасса коммуникаций.
Учитывая вышеизложенное, другие доводы жалобы также являются несостоятельными, протокол и постановление о привлечении к административной ответственности ОАО "ННП" вынесены должностным лицом уполномоченного органа в пределах его полномочий.
Нельзя признать состоятельным и доводов жалобы о подсудности данного дела суду, поскольку административное расследование по делу не проводилось.
При таких обстоятельствах, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судьей Нижневартовского городского суда доказательств, в то время как основанием к отмене судебного акта является наличие существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.06.2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" оставить без изменения, жалобу представителя Открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" Зятикова А.Н.- без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры /подпись/ Волков А.Е.
Копия верна
Судья суда ХМАО-Югры Волков А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.