Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Старцева Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" Неверова Ю.В. на решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2015 года по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 18 марта 2015 года N 02-151/2015, юридическое лицо - ОАО "Самотлорнефтегаз" (далее по тексту Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот пятидесяти одной тысячи рублей за то, что 21 декабря 2014 года на водоводе - (адрес) в результате коррозии произошел инцидент, вследствие которого в окружающую среду излилось 0,05 тонны подтоварной воды, что повлекло загрязнение земель лесного фонда площадью 0,0405 га.
Решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе представитель Общества просит решение судьи отменить, постановление от 18 марта 2015 года признать незаконным, производство по делу прекратить. В обоснование своих доводов указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие в жидкости, которая излилась на земли лесного фонда в результате инцидента, нефтепродуктов или иных загрязняющих веществ в количестве, превышающем требования (нормативы пределов допустимости) по санитарной безопасности. При проведении административного расследования мероприятия по установлению всех обстоятельств дела, имеющих значение, государственным органом не проведены. Не отобраны пробы почвы с участка разлива на предмет присутствия и концентрации загрязняющих веществ в почве, а также их количества, не проводился замер площади участка, затронутого инцидентом. По данному административному делу проводилось административное расследование, в силу чего должностное лицо не имело полномочий на вынесение обжалуемого постановления.
Руководитель службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (адрес)-Югры (далее по тесту Служба) (ФИО)2 в письменных возражениях против удовлетворения жалобы возразил.
При рассмотрении жалобы представитель Службы (ФИО)3 доводы возражений поддержала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы оснований для отмены решения судьи не нахожу.
В соответствии с ч.3 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение защитных лесах и на особо защитных участках лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в засорении леса, то есть размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан, поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания, или сбросов сточных вод, то есть привнесении, выпуске, сливании их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, то есть устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, то есть размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений.
К землям лесного фонда, в силу ч.1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли, покрытые лесной растительностью и не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статья 1 Федерального закона от (дата) N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дает понятие естественной экологической системы, как объективно существующей части природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и не живые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией. Другие источники дают такие понятия экологической системы, как закрытая, функционально единая совокупность организмов (растений, животных и микроорганизмов) - это биогеоценоз, то есть совокупность обитающих организмов и условий среды, в которой они обитают, и характеризуется биологическим разнообразием.
Таким образом, под понятием "леса" в ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимаются не земельные участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, а совокупность всех элементов географического ландшафта.
В силу ч.1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В силу ст.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер) утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с подпунктом "а", "ж" пункта 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Лица, допустившие нарушение требований указанных Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что (дата) на водоводе (адрес) в результате коррозии произошел инцидент. Вследствие инцидента на трубопроводе в окружающую среду излилось 0,05 тонны подтоварной воды, что повлекло загрязнение земель лесного фонда площадью 0,0405 гектар.
Принадлежность загрязненного участка к землям лесного фонда подтверждается выпиской из государственного лесного реестра (адрес)-Югры N 86/007/15/95, согласно которой, квартал (номер) выдел (номер) ТО "данные изъяты" - запретные полосы по берегам рек, а в соответствии с таксационной характеристикой выдел (номер) пески.
Наличие таксационного описания (составляющая информации государственного лесного реестра) доказывает отнесенность участка к защитным лесам.
Факт нарушения подтверждается материалами дела, в том числе: сведениями об инциденте на трубопроводах ОАО "Самотлорнефтегаз" от (дата); сообщением об аварии (инциденте) от (дата); картой-схемой места совершения административного правонарушения - квартал N (номер) Излучинского участкового лесничества ТО-Нижневартовское лесничество; выпиской из государственного лесного реестра N 86/007/15/95; протоколом об административном правонарушении (номер) от (дата).
Из положений статьи 2 Федерального закона от (дата) N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Подтоварная вода образуется при разделении нефтяной эмульсии и является смесью воды с нефтью и другими примесями. Подтоварные воды - это пластовые и пресные воды, которые выкачиваются на поверхность из недр земли при добыче углеводородного сырья, используются для обессоливания углеводородов, затем сливаются из резервуаров с углеводородами и закачиваются в естественный природный подземный коллектор. Они отличаются высокой степенью минерализации и являются химическим загрязнителем, попадание которого в поверхностные водные объекты и на почвы может нанести вред окружающей природной среде.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2011 года N 5-п (ред. от 26.09.2014) "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории (адрес) - Югры" подтоварная вода отнесена к загрязняющим веществам.
Следовательно, причинение вреда окружающей среде подтверждается самим фактом разлива подтоварной воды.
Судья Нижневартовского районного суда обоснованно пришел к выводу, что действиями ОАО "Самотлорнефтегаз" причинен вред защитным лесам, как самостоятельному объекту охраны окружающей среды.
При этом, ОАО "Самотлорнефтегаз" не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, ответственность за нарушение которых установлена частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку причиной разлива подтоварной воды на земли лесного фонда явилось ненадлежащее содержание ОАО "Самотлорнефтегаз" трубопровода.
Доводы жалобы о том, что административным органом не отобраны пробы почв с участка разлива на предмет присутствия и концентрации загрязняющих веществ в почве, их количества о незаконности решения судьи не свидетельствуют. Факт разлива подтоварной воды установлен. Взятие проб компонента окружающей среды и их количественный химический анализ проводится исключительно в целях определения степени (количественного показателя) причинения вреда окружающей среде, поэтому необходимость проведения таких мероприятий определяется в каждом конкретном случае при проведении проверки и зависит, в частности, от вида проводимых проверочных мероприятий, а также от содержания события правонарушения, наличие которого подлежит доказыванию, а также от содержания и достаточности иных доказательств, имеющихся у административного органа. В рассматриваемом же случае подтверждался факт разлива подтоварной воды, который сам по себе, учитывая состав вменяемого правонарушения, физико-химические свойства загрязняющего вещества, в том числе его высокую токсичность, свидетельствует о факте загрязнения участка лесного фонда.
Не состоятелен и довод жалобы, указывающий на отсутствие замера площади участка, затронутого инцидентом. Площадь загрязнения (подтвержденная) указана в сведениях об аварии (инциденте) на трубопроводе ОАО "Самотлорнефтегаз" от (дата) и других подтверждающих данных не требуется.
Что касается вопроса административного расследования, то оно по факту не осуществлялось.
Служба в пределах предоставленных полномочий осуществляет экологический надзор, в том числе, и в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В соответствии с ч.1 ст.23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушения, предусмотренных в том числе ч.3 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.7 ч.2 ст. 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 данной статьи, вправе старшие государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по охране окружающей среды.
Таким образом, протокол и постановление о привлечении к административной ответственности ОАО "Самотлорнефтегаз" вынесены должностным лицом уполномоченного органа в пределах его полномочий.
Решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Имеющиеся в деле доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для установления вины ОАО "Самотлорнефтегаз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принципы презумпции невиновности, закрепленные в ст. ст. 1.5, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2015 года по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" оставить без изменения, жалобу представителя открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" Неверова Ю.В. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Старцева Е.А.
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры (ФИО)4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.