Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Точиева Б.Б. на решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2015 года вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы администрации г. Нижневартовска Бадиной А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 06 апреля 2015 года должностное лицо - глава администрации г. Нижневартовска Бадина А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2015 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Точиев Б.Б. просит решение судьи Нижневартовского городского суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что учитывая характер совершенного Бадиной А.А. правонарушения, выразившегося в установлении в Положении о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории г. Нижневартовска, утвержденного Постановлением администрации г. Нижневартовска от 23.03.2012 года N 326 требований, исключающих возможность участия в конкурсном отборе индивидуальных предпринимателей, а также учитывая длительность запрета на участие в конкурсе индивидуальных предпринимателей с 23 марта 2012 года по 29 августа 2014 года, рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Кроме того указывает, что признавая правонарушение малозначительным судьей Нижневартовского городского суда в качестве мотива применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано добровольное устранение главой администрации г. Нижневартовска Бадиной А.А. последствий правонарушения, в то время как указанное обстоятельство было признано смягчающим на стадии назначения административного наказания и определения размера административного штрафа.
В письменных возражениях на жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Точиева Б.Б., представленных в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Бадина А.А. выразила свое не согласие с доводами жалобы и указала, что реализация Положения о проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории г. Нижневартовска фактически не ограничивала вход индивидуальных предпринимателей на рынок пассажирских перевозок, поскольку в г. Нижневартовске индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области пассажирских перевозок отсутствуют. Кроме того указала, что правонарушение обоснованно признано судьей Нижневартовского городского суда малозначительным, поскольку никаких правовых последствий в результате совершения указанного правонарушения не наступило.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения на жалобу, нахожу решение судьи подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаются действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 указанного Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу ч. 1 ст. 37 вышеназванного Федерального закона за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Наличие в действиях главы администрации г. Нижневартовска Бадиной А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность в его совершении должностным лицом и судьей Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлены верно и не оспариваются.
Вместе с тем выводы судьи городского суда о возможности применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать обоснованными.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда, при наличии обстоятельств, установленных данной статьей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
По смыслу закона при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и применяется только в исключительных случаях с учетом обстоятельств конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае правонарушение считается оконченным с момента установления требований, исключающих возможность участия индивидуальных предпринимателей в конкурсном отборе на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории г. Нижневартовска, что способно привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции. При этом ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения общественно опасных последствий или их отсутствия.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что посягает на установленный порядок в области предпринимательской деятельности.
Кроме того, нельзя не согласиться с доводами жалобы, указывающими на длительность запрета на участие индивидуальных предпринимателей (с 23 марта 2012 года по 29 августа 2014 года, что составляет более двух лет) на участие в конкурсном отборе на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на постоянных и сезонных городских маршрутах на территории г. Нижневартовска, поскольку в течение всего указанного периода индивидуальные предприниматели фактически были лишены возможности участвовать в конкурсном отборе на право осуществления деятельности по перевозкам, что в свою очередь приводит к ограничению конкуренции.
Таким образом, с учетом существа правонарушения и общественной значимости государственного надзора в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, учитывая характер совершенного должностным лицом - главой администрации г. Нижневартовска Бадиной А.А. правонарушения, связанного с нарушением должностным лицом требований закона, направленного на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, указанное правонарушение представляет существенную общественную опасность и не может быть признано малозначительным.
Указанные выше обстоятельства не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного административного правонарушения и применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, решение судьи Нижневартовского городского суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Точиева Б.Б. удовлетворить.
Решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации г. Нижневартовска Бадиной А.А. отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Нижневартовский городской суд на новое рассмотрение.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры С.М. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.