Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Погорельцева Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Луговской ЛПК" Киреева А.Г. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Луговской ЛПК", юридический адрес: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес), почтовый адрес: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес)
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Колосова Д.О. N 223-ВК/37 от 14 апреля 2015 года юридическое лицо ООО "Луговской ЛПК" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей за допущение 7 января 2015 года загрязнения водоохранной зоны р. Иртыш в районе д. Реполовские Юрты Ханты-Мансийского района веществом, обладающим опасными для окружающей среды и живых организмов свойствами.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО "Луговской ЛПК" Киреева А.Г. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, законный представитель ООО "Луговской ЛПК" Киреев А.Г. просит решение судьи изменить в части размера назначенного административного штрафа. Не оспаривая выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО "Луговской ЛПК" состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявитель со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П указывает на наличие обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела санкции, а именно: тяжелого материального положения.
В судебном заседании представитель административного органа Садыков А.Н. с доводами жалобы не согласился, указывает на отсутствие оснований для снижения размера штрафа.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре Садыкова А.Н., оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обществу назначено наказание в виде минимального размера санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П указано на необходимость сопоставления размера штрафных санкций с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями. А также надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.
При этом, приняв во внимание, что до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный суд Российской Федерации пришел к выводу, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, так же не лишен возможности снизить размер ранее назначенного административного штрафа.
Основания для снижения размера административного штрафа должны носить исключительный характер и обуславливаться совокупностью обстоятельств: характером и последствиями совершенного административного правонарушения, степенью вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественным и финансовым положением, другими имеющими существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельствами.
Однако, какие-либо доказательства, подтверждающие тяжелое материальное и финансовое положение Общества, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены. Более того, в материалах дела имеется копия договора на выполнение работ по устройству и содержанию зимних проездов в 2014-2016 годах, заключенному с между ООО "Газпромнефть-Хантос" (Заказчик) т ООО "Луговской ЛПК" (Подрядчик), согласно которому договорная стоимость выполняемых работ на 2014 год значительна - составляет 9 906 871,73 руб.
Исключительные обстоятельства для снижения размера штрафа не установлены.
Кроме того, совершенное Обществом правонарушение не может считаться незначительным, поскольку загрязнение водоохранной зоны токсическими веществами создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, наносит вред окружающей среде.
Смягчающих ответственность обстоятельств также не установлено. Сведений о том, что Общество предпринимало меры для устранения нарушений законодательства, в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2015 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было, постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Луговской ЛПК" оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Луговской ЛПК" Киреева А.Г. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры подпись Т.В. Погорельцева
Копия верна:
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Т.В. Погорельцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.