Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей Гудожникова Д.Н., Романовой И.Е.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Цингалы о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного места размещения отходов, третье лицо Ханты-Мансийское Управление службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты -Мансийского автономного округа-Югры (далее также Управление Природнадзора Югры),
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., объяснения представителя ответчика главу администрации с.п. Цингали Козлова А.И., указавшего на то, что свалка постоянно возобновляется, несмотря на принимаемые меры, мнение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., полагавшей, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, иск -удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в районный суд к администрации сельского поселения Цингалы с требованием о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 500 м от с.п. Цингалы Ханты-Мансийского района (десятичные координаты в проекции WGS -84 N 60, 18147; Е 069, 69288) путем очистки территории от размещенных твердых бытовых отходов с установкой аншлагов "Свалка мусора запрещена", в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требование мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства по обращению с твердыми бытовыми отходами в Ханты-Мансийском районе прокуратурой установлено, что на расстоянии 500 метров от населенного пункта сельского поселения Цингалы, в 20 метрах от ограждения площадки для временного хранения и сортировки мусора (десятичные координаты в проекции WGS -84 N 60, 18147; Е 069, 69288) размещена несанкционированная свалка. Площадь занятого ею земельного участка составляет около 30 кв.м. Данная свалка не отвечает требованиям экологической безопасности, и ее эксплуатация осуществляется с грубыми нарушениями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, она не находится на специализированном месте размещения отходов, эксплуатирование ведется без соответствующего мониторинга. Указывает на обязанность местной администрации по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в силу ст.8, 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и других нормативных актов.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Занина Ю.В. на требовании настаивала.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Цингалы не явился.
Представитель третьего лица Управления Природнадзора Югры по доверенности Милованова И.В. поддержала позицию прокурора.
Ханты-Мансийский районный суд постановил изложенное выше решение.
На указанное решение администрация сельского поселения Цингалы подала апелляционную жалобу, в ходе рассмотрения которой 21 июля 2015 года судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции на основании п.2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду не уведомления ответчика администрации сельского поселения Цингалы о месте и времени судебного заседания, имевшего место 06.04.2015 (уведомление в форме телефонограммы от 3.04.2015 не могло быть получено ответчиком ввиду отключения телефона на период 25.03.2015 по 06.04.2015, что подтверждено письмом Ростелекома, а телеграфное уведомление вручено 08.04.2015).
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3 лица - Управление Природнадзора Югры, который надлежащим образом, извещением, полученным под личную подпись 21.07.2015, уведомлен о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просил, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщил.
Проверив материалы дела, заслушав представителей истца (прокурора) и ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, что в ходе обследования специалистами Ханты- Мансийского управления Природнадзора на территории сельского поселения Цингалы выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, на расстоянии 500 метров от населенного пункта, в 20 метрах от ограждения площадки для временного хранения и сортировки мусора (десятичные координаты в проекции WGS -84 N 60, 18147; Е 069, 69288), и 30 января 2015 года составлен акт N 01-32/2015 рейдового патрулирования(л.д.13-16).
Данная свалка не отвечает требованиям экологической безопасности, и ее эксплуатация осуществляется с грубыми нарушениями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно абз. 2 п.10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Спорный земельный участок захламлен отходами и не очищен, его рекультивация в установленном постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" и Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды РФ N 525 и Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года, не произведена. Размещенная на нем свалка отходов в нарушение требований ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" создана без разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, как и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Доводы представителя ответчика- главы администрации с.п. Цингалы о том, что несанкционированная свалка возобновляется, несмотря на принимаемые меры непосредственно возле ограждения площадки с установкой для сжигания мусора, не могут быть приняты во внимание, так как планирование и осуществление конкретных мероприятий по борьбе с лицами, собственно нарушающими экологические правила, в предмет обсуждения и компетенцию суда не входит.
Исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, но решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с требованиями п.2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 06 апреля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Ханты-Мансийский межрайонный прокурор удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Цингалы Ханты- Мансийского района ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии 500 м от с.п. Цингалы (десятичные координаты в проекции WGS -84 N 60, 18147; Е 069, 69288) путем очистки территории от размещенных твердых бытовых отходов с установкой аншлагов "Свалка мусора запрещена", в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Гудожников Д.Н.
Романова И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.