Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ахметзяновой Л.Р.,
судей: Максименко И.В., Погорельцевой Т.В.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиева А.Г.о. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 марта 2015 года, которым постановлено:
"Исковое требование Алиева А.Г.о. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО - Югры в присвоении звания ветеран труда Алиеву А.Г.о.; обязать Департамент социального развития ХМАО - Югры присвоить "данные изъяты" звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития в пользу Алиева А.Г.о. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Возвратить Алиеву А.Г.о. излишне уплаченную госпошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алиев А.Г.о. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент социального развития ХМАО-Югры, Департамент) о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании нагрудного знака "Отличник физической культуры и спорта" и диплома Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ основанием для присвоения звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, что истец 24.12.2010 года приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ N (номер) был награжден нагрудным знаком "Отличник физической культуры и спорта", а также Дипломом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ.
После обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", ему было отказано на том основании, что данный знак и диплом не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 6 июня 2005 года N 103-п. Считает отказ незаконным.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Не согласен с выводом суда о незаконном ограничении законодателем ХМАО-Югры определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможности присвоения этого звания. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.
Указывает на то, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. В связи с чем считает, что у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Знак "Отличник физической культуры и спорта" не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО-Югре, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 N 103-п, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО-Югре.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец работает в должности тренера-преподавателя в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" в городе Покачи с 01 сентября 1997 года по настоящее время, является получателем пенсии по старости.
Приказом N (номер) от 24 декабря 2010 г. Алиев А.Г.о. награжден нагрудным знаком "Отличник физической культуры и спорта".
Комиссией Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по присвоению звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" (протокол (номер) от 19.12.2014) Алиеву А.Г.о. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Диплом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, знак "Отличник физической культуры и спорта" не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п.
Кроме того, Благодарственное письмо Тюменской областной Думы, Почетная грамота и Благодарственное письмо Федерации бокса ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Благодарность Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не являются ведомственными знаками отличия в труде Российской Федерации.
Не согласившись с данным решением в части отказа в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Диплом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, знак "Отличник физической культуры и спорта" не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п, истец обратился в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
На момент награждения истца нагрудным знаком "Отличник физической культуры и спорта" действовало постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 408 "О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации", которым в целях поощрения лиц, работающих в сфере спорта, туризма и молодежной политики, а также иных лиц, принимающих активное участие в развитии и популяризации отрасли, были учреждены ведомственные награды Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Так, приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 20 января 2009 г. N 7 "О ведомственных наградах Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" было утверждено Положение о нагрудном знаке "Отличник физической культуры и спорта", согласно которому данным нагрудным знаком награждаются лица, наиболее отличившиеся в физкультурно-спортивной работе, как правило, имеющие стаж работы в области физической культуры и спорта не менее 5 лет:
- за многолетнюю и плодотворную работу по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации;
- за успехи в практической подготовке спортсменов, спортивно- медицинских, научно-спортивных и управленческих кадров в области физической культуры и спорта;
- за успехи в разработке и подготовке учебно-методической литературы, пособий для развития детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, спорта для лиц с ограниченными физическими возможностями, прикладных и других видов спорта.
В настоящее время, в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 17 августа 2012 года N 88 нагрудный знак "Отличник физической культуры и спорта" также отнесен к ведомственным наградам, то есть является ведомственным знаком отличия в труде.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, а также то, что нагрудный знак "Отличник физической культуры и спорта" является ведомственной наградой за отличия в труде, истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", как лицо, награжденное ведомственной наградой за отличия в труде.
Также суд правомерно указал, что награждение истца Дипломом министра спорта, туризма и молодежной политики РФ, нельзя отнести к ведомственным знакам отличия, входящим в перечень почетных званий и наград СССР или в систему государственных и ведомственных наград Российской Федерации, которые давали бы ему право на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку ведомственным органом не принято решения о том, что такой диплом является знаком отличия.
Полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная правовая оценка. Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Ахметзянова Л.Р.
Судьи: Максименко И.В.
Погорельцева Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.