Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа в составе:
председательствующего Вороной Н.Л.,
судей Кульковой С.И., Решетниковой О.В.,
при секретаре Н.,
с участием прокурора Шелеста Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах Радолов В.А. к администрации города. Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 05 мая 2015 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию города Нефтеюганска предоставить Радолов В.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, в (адрес) ХМАО - Югры общей площадью не менее 33 м2, но не свыше 40 м2, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., объяснения прокурора Шелеста Е.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нефтеюганский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Радолова В.А. обратился в суд с иском к администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Радолов В.А. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец лишен родительских прав, мать решением суда признана недееспособной. Согласно распоряжению главы местного самоуправления г. Нефтеюганска от 19.10.2001 года N 1740-р над несовершеннолетним Радоловым В.А. установлена опека в лице Радолова Н.В. и Радоловой О.М. По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Радолов В.А. на территории Российской Федерации не имеет в собственности жилья, жилым помещением специализированного жилищного фонда не обеспечен. Просил обязать администрацию города Нефтеюганска предоставить Радолову В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в г. Нефтеюганске по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 33 кв.м.
В возражениях на иск ответчик указал на несогласие с иском, поскольку право Радолова В.А. на обеспечение жилым помещением администрацией г. Нефтеюганска не оспаривается и не нарушается. Для исполнения государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены средства из бюджета округа. Для освоения предоставленных субвенций комитетом опеки и попечительства администрации г. Нефтеюганска направлены заявки в департамент имущественных и земельный отношений администрации города о приобретении жилых помещений для указанной категории граждан, который в свою очередь проводит мероприятия по приобретению жилых помещений. В соответствии со сведениями, представленными Комитетом опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска от 17.04.2015 N 2299/2015, для обеспечения жилым помещением Радолова В.С. заключен муниципальный контракт на участие в долевом строительстве жилого помещения в многоквартирном доме, которое будет передано Радолову В.А. не позднее 30.06.2016 года. Просил в иске отказать.
Истец Радолов В.А. в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, указал, что в настоящее время истец обучается в г. Тюмени, жильем не обеспечен.
Представитель ответчика администрации города Нефтеюганска Зебницкая Е.А. с иском не согласилась по доводам письменных возражений. Указала, что прокурор не представил доказательств в соответствии с требованиями законодательства о невозможности проживания истца в жилом помещении бабушки (опекуна). Свободными жилыми помещениями администрация г. Нефтеюганска не располагает, но принимает необходимые действия к приобретению жилого помещения. Полагала, что заявленный прокурором срок предоставления жилья истцу недостаточен, так как необходимо дополнительное финансирование, заключение муниципального контракта и иных мероприятий.
Представитель третьего лица комитета по опеке и попечительству администрации г. Нефтеюганска Глухова О.Ю. с иском согласилась, сославшись на то, что право истца на предоставление жилья не оспаривается.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на доводы, приводимые в письменных возражениях на иск. Кроме того, в силу п.4 ст.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 N 86-оз жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на основании их заявлений в письменной форме.
В возражениях на жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" предусмотрено, что указанной категории граждан предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства или месту пребывания на территории автономного округа.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Радолов В.А. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи с признанием его матери Радоловой Н.А. недееспособной и лишением отца Радолова А.Ю. родительских прав. В соответствии с распоряжением главы местного самоуправления г. Нефтеюганск от (дата) N 1740-р над несовершеннолетним Радоловым В.А. установлена опека в лице Радолова Н.В. и Радоловой О.М. (дедушка и бабушка). Приказом комитета опеки и попечительства администрации г. Нефтеюганска от 01.03.2013 года N 25 Радолов В.А. включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. По настоящее время истец не обеспечен жилым помещением г. Нефтеюганске.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком нарушено право Радолова В.А. на обеспечение жилым помещением, предусмотренным ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Доводы апелляционной жалобы о том, что от Радолова В.А. заявления о предоставлении ему жилого помещения не поступало, не могут быть приняты во внимание, поскольку он уже включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда приказом N 25 комитета опеки и попечительства администрации г. Нефтеюганска от 01.03.2013 года. Остальные доводы жалобы судебная коллегия также находит несостоятельными, они были предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены судом, сводятся к выражению несогласия с постановленным судом решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены правильного по существу судебного акта.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда от 05 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Нефтеюганска - без удовлетворения.
Председательствующий Вороная Н.Л.
Судьи Кулькова С.И.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.