Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Вороной Н.Л.
судей Кульковой С.И., Решетниковой О.В.,
при секретаре Н
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Югорского межрайонного прокурора, заявленному в интересах Лабунского Б.Ф., Лабунской В.А., Лабунского Р.Б., Лабунской Л.Б., Губеевой М.Ф. к администрации городского поселения Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе администрации г.п.Зеленоборск на решение Советского районного суда от 18 мая 2015 года, которым постановлено:
"Иск Лабунского Б.Ф., Лабунской В.А., Лабунского Р.Б., Лабунской Л.Б., Губеевой М.Ф. удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предоставить Лабунскому Б.Ф., с составом семьи: Лабунская В.А., Лабунский Р.Б., Лабунская Л.Б., Губеева М.Ф., вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее 90 кв.м".
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Югорский межрайонный прокурор, действуя в интересах Лабунского Б.Ф., Лабунской В.А., Лабунского Р.Б., Лабунской Л.Б., Губеевой М.Ф., обратился в суд с иском к администрации городского поселения Зеленоборск, в котором просил обязать ответчика предоставить по договору социального найма нанимателю Лабунскому Б.Ф. с составом семьи: Лабунская В.А., Ла- бунский Р.Б., Лабунская Л.Б., Губеева М.Ф., благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, на территории пос.Зеленоборск, общей площадью не менее 67,5 кв.м, состоящее из трех комнат.
В обоснование иска прокурор указал, что между администрацией городского поселения Зеленоборск и Лабунским Б.Ф. 25 декабря 2008 года заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: п.Зеленоборск, ул.Мира, д.3, кв.2. Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации Советского района от 13 июня 2013 года жилой дом, в котором находилось спорное жилое помещение, признан непригодным для проживания в связи с несоответствием помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, физическим износом в процессе эксплуатации. Бездействием ответчика нарушены жилищные права Лабунского Б.Ф. и членов его семьи, а именно право на внеочередное предоставление из муниципального жилищного фонда жилого помещения, отвечающего требованиям жилищного законодательства.
В судебном заседании истцы Лабунский Б.Ф., Лабунская В.А., Лабунский Р.Б., Лабунская Л.Б., Губеева М.Ф. заявили об изменении требования, просили суд предоставить жилое помещение согласно норме, общей площадью не менее 90 кв.м.
Прокурор Безносова А.В. поддержала заявленные требования. Решение о размере предоставляемого жилого помещения оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика администрации г.п.Зеленоборск Ефимова К.А., действующая на основании доверенности, исковое требование признала. Решение о размере предоставляемого жилого помещения оставила на усмотрение суда.
Советский районный суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации о.и.главы г.п.Зеленоборск Леднева С.В. с ним не согласилась, просит решение суда отменить и принять новое, поскольку суд не учел существенные обстоятельства по делу, а именно наличие в собственности у Лабунского Р.Б. жилого помещения площадью 38кв.м, поэтому он имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью не менее 52 кв.м.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, Лабунский Б. Ф. указал на отсутствие в собственности у Лабунского Р.Б. жилого помещения, поскольку был снят с регистрационного учета в нем и размер его площади учету не подлежит. Просит учесть беременность дочери Лабунской Л.Б., ребенок которой также имеет право на жилую площадь.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика Леднева С.В. и Ефимова К.А. поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Прокурор Шелест Е.Н. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Истцы Лабунский Б.Ф., Лабунская В.А., Лабунский Р.Б., Лабунская Л.Б., Губеева М.Ф. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее Лабунского Б.Ф., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Лабунский Б.Ф., согласно договору социального найма жилого помещения N 237 от 25 декабря 2008 года, заключенному с администрацией городского поселения Зеленоборск, является нанимателем жилого помещения, состоящего из трех комнат, общей площадью 67,5 кв.м. по адресу : ХМАО-Югра, Советский район, пос.Зеленоборск, ул.Мира,д.3, кв.2. В качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны : Лабунская В.А.(жена), Лабунский Р.Б. (сын), Лабунская Л.Б.(дочь),Губеева М.Ф. ( сестра).
Согласно заключению межведомственной комиссии N 27 о 13 июня 2013 года жилой дом п адресу : пос.Зеленоборск, ул.Мира, д.3 признан непригодным для проживания и не соответствующим требованиям? предьявляемым к жилым помещениям из-за ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, а также отдельными частями эксплуатационных характеристик, что привело к снижению надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Постановлением администрации городского поселения Зеленоборск от 29 декабря 2014 года N 197 Лабунский Б.Ф. с составом семьи из пяти человек признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, и принят на учет под N 111 в общем списке очередности.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
На основании пунктов 9, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен перечень вопросов местного значения городского округа, к которым относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Согласно статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как установлено частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Таким образом, поскольку жилое помещение, в котором проживают истцы, признано непригодным для проживания, у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить им жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку жилое помещение, в котором семья истца проживает, признано непригодным для проживания, у органа местного самоуправления силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке
Вместе с тем, судебная коллегия считает неправильным вывод суда о наличии оснований для предоставления истцам жилья по норме предоставления.
По смыслу статьи 49, ч.1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляется в порядке очередности. Очередность истца на получение жилья не подошла.
Жилье в связи с отселением из аварийного дома носит компенсационный характер, не имеет цели улучшения жилищных условий в порядке, установленном правилами ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (с учетом нормы предоставления). Это связано в необходимостью срочного отселения из аварийного жилья с сохранением у пользователя прежнего объема прав.
В данном случае семья истцом поставлена на очередь, признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, и принята на учет под N 111 в общем списке очередности. При этом семья сохраняет право на получение жилья по норме предоставления на одного человека по очереди на получение жилья.
Судом ошибочно определен размер предоставляемого жилья с учетом нормы на одного человека, поскольку в данном случае следовало обязать ответчика предоставить истцам жилое помещение равнозначное ранее занимаемому, то есть не менее 67,5 кв.м. общей площади, а не 90 кв.м. по норме предоставления на одного человека.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы скрыли факт принадлежности на праве собственности Лабунскому Р.Б. квартиры площадью 38 кв.м., в связи с чем необходимо обязать ответчика предоставить истцам квартиру площадью не менее 52 кв.м. ( 90-38=52), судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку данные вопросы не относятся к рассматриваемому делу, они будут разрешаться при решении вопроса о предоставлении жилья истцам по списку очередности.
Ссылка ответчика Лабунского Б.В. в возражениях на апелляционную жалобу о необходимости учесть при предоставлении жилья состояние беременности его дочери Лабунской Л.Б. судебной коллегией не принимается, так как данный вопрос находится за пределами данного спора.
При разрешении спора судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, что привело к вынесению незаконного решения.
Таким образом, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене, исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, следует возложить обязанность на ответчика по предоставлению истцам жилого помещения равнозначного ранее занимаемому общей площадью не менее 67,5 кв.м.
Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтеюганского районного суда от 12 мая 2015 года отменить,
вынести новое решение, которым исковое заявление Югорского межрайонного прокурора в интересах Лабунского Б.Ф., Лабунской В.А., Лабунского Р.Б., Лабунской Л.Б., Губеевой М.Ф. удовлетворить частично.
Возложить на администрацию городского поселения Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа -Югры обязанность по предоставлению Лабунскому Б.Ф. с составом семьи : Лабунская В.А., Лабунский Р.Б., Лабунская Л.Б., Губеева М.Ф., вне очереди благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее 67,5 кв.м.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий Вороная Н.Л.
Судьи Кулькова С.И.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.