Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Старцева Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ОАО "Юганскводоканал" Огородникова А.В. на решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества "Юганскводоканал",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 284 Балабух М.М. от 21 октября 2014 года юридическое лицо - открытое акционерное общество "Юганскводоканал" (далее - Общество) привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Нефтеюганского районного суда от 14 апреля 2015 года названное постановление оставлено без изменения.
В жалобе представитель Общества просит решение судьи отменить по тем основаниям, что лабораторных исследований сточной воды на предмет вмененного нарушения, подтверждающих присутствие продуктов трансформации административным органом не производилось и в материалы дела не представлены.
Доказательством невиновности Общества и подтверждением того, что им предпринимались меры для соблюдения положений санитарно- эпидемиологических правил и норм являются: план-график проведения лабораторного контроля состава сточных вод КОС на 2014 год, согласованный с управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по текст Роспотребнадзор Югры); протоколы биотестирований, подтверждающие отсутствие токсичного воздействия; письма лабораторий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о невозможности проведения лабораторных исследований.
При согласовании плана-графика административному органу было известно, какие именно исследования сточных вод проводит Общество и в какие сроки.
Кроме того, Обществом неоднократно сообщалось о строительстве новых канализационных очистных сооружений, где технологией предусмотрено обеззараживание без применения хлора.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Югры Хакимова Т.С. против удовлетворения жалобы возразила.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не усматриваю.
В соответствии со ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Как следует из материалов дела, 11 сентября 2014 года при проведении Роспотребнадзором Югры в отношении Общества плановых мероприятий установлено, что проектная мощность существующих КОС составляет 12000 м3/сут., так как на КОС поступление сточных вод идет больше проектной мощности, предусмотрены обводные трубопроводы: в здании регулирующих задвижек на случай аварийных ситуации после песколовок и после первичных отстойников. Трубопроводы соединяются между собой перед сбросом в лоток "Паршаля". Полную очистку (механическую и биологическую) проходят 12000 м3 стоков, а остальные сточные воды - только частичную или полную механическую очистку, хлорирование проходят 100% сточных вод. Полную биологическую очистку проходит менее половины всех сточных вод, половина стоков проходит частичную механическую очистку, часть стоков вообще не подвергается очистке, что подтверждается и результатами проведенных лабораторных исследованиями сточной воды до очистки и после. Кроме того, сточная вода не соответствует предельно-допустимым сбросам по санитарно-химическим и бактериологическим показателям (взвешенным веществам, БПК-5, сухому остатку, иону аммония, хлоридам, железу, нефтепродуктам), как на этапах очистки так и перед их выпуском, что подтверждается протоколами лабораторных исследований N 5493 и 5499 от 04 августа 2014 года.
При анализе качества воды поверхностного водоема протоки Юганская Обь в контрольном створе, в 500 метрах ниже места сброса сточных вод по сравнению с естественными условиями (качеством воды в контрольном створе, в 500 метрах выше места сброса сточных вод) установлено содержание взвешенных веществ увеличено более чем на 0,75 мг/ м3, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
Обязанность выполнения требований санитарного законодательства возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц статьей 11 названного Федерального закона.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Пунктами 1, 3 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Пунктом 1.1. СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 года установлены гигиенические требования, в том числе, к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования, а также к условиям отведения сточных вод в водные объекты.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 требования данных санитарных Правил распространяются на все поверхностные водные объекты на территории Российской Федерации, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения, за исключением прибрежных вод морей, и являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов.
Согласно пункту 5.2 СанПиН 2.1.5.980-00 качество воды водных объектов должно соответствовать требованиям, указанным в Приложении 1. Содержание химических веществ не должно превышать гигиенические предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде водных объектов, утвержденные в установленном порядке (ГН 2.1.5.689-98, ГН 2.1.5.690-98 с дополнениями).
Факт неэффективной очистки Обществом сточных вод установлен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, экспертным заключением N 2 от 11 августа 2014 года, протоколами лабораторных исследований N 5493 и 5499 от 04 августа 2014 года, протоколом об административном правонарушении.
Имеющиеся в деле доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для установления вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия Обществом мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность в материалы дела не представлено. При таком положении оснований для отмены решение судьи Нефтеюганского районного суда, которое является законным и обоснованным, не имеется.
Принципы презумпции невиновности, закрепленные в ст. ст. 1.5, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, п.1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 апреля 2015 года вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества "Юганскводоканал" оставить без изменения, жалобу представителя открытого акционерного общества "Юганскводоканал" Огородникова А.В. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Старцева Е.А.
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Старцева Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.