Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 25 июня 2015 г. по делу N 33А-1164/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО11,
судей:
Левицкого Б.Ф. и ФИО10,
при секретаре ФИО9, с участием заявителя, его представителя ФИО6А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Владимирского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому бывшему военнослужащему войсковой части N "данные изъяты" ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий ФИО2 территориального отделения федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи ФИО10, объяснения представителя заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО12 проходил военную службу по контракту в войсковой части N. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 предоставлена квартира по адресу: "адрес"- "адрес", "адрес", общей площадью 67,82 кв.м. Приказом ФИО2 "данные изъяты" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО13 уволен с военной службы по истечении срока контракта и ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. При этом нуждающимся в получении какого-либо жилья он признан не был.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 обратился с заявлением в территориальное отделение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение ФИО2) о принятии его членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При этом указал, что ни он, ни члены его семьи жилья в собственности нимеют.
Решением отделения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ ФИО12 с составом семьи из четырех человек отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма, так как заявителем были представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что ФИО12 на момент обращения в отделение ФИО2 утратил статус военнослужащего поскольку с ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы, а с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части, а, кроме того, супруга ФИО5 и сыновья ФИО6 и ФИО7 зарегистрированы и фактически проживают в квартире по адресу: "адрес", общей площадью 45,3 кв.м., собственником которого является сын заявителя, и где на каждого члена семьи приходится 15,1 кв.м. общей площади, что превышает установленную учетную норму в данном населенном пункте.
Полагая свои права нарушенными, ФИО12 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение ФИО2 территориального отделения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать указанное должностное лицо признать его нуждающимся в получении жилого помещения.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления ФИО12 отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ФИО12, ссылаясь на Конституцию РФ и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих", указывает, что он подлежит обеспечению жилым помещением.
Обращает внимание, что, имея квартиру в военном городке "адрес"- "адрес", он не признан в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения после увольнения ДД.ММ.ГГГГ с военной службы, хотя вправе рассчитывать на обеспечение жилым помещением от военного ведомства.
Полагает, что отсутствие механизма реализации и порядка возмещения расходов не может нарушать прав на получение жилья от федерального органа исполнительной власти, в котором он проходил военную службу, гарантированных Конституцией РФ и Федеральными законами.
Также считает, что суд не принял во внимание, что никаких жилых помещений со стороны ответчика ему предложено не было; военнослужащим жильё предоставляется по договору социального найма жилого помещения совместно с проживающим с ними членам семьи.
По мнению автора жалобы, суд не учел, что жилое помещение по адресу "адрес", "адрес", в котором он проживает в настоящее время, передано в собственность ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
Отмечает, что не имеет жилья на условиях договора социального найма, а его увольнение произведено без предоставления жилого помещения, которое в соответствии Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80, должно быть предоставлено вне очереди.
В заключение указывает, что согласно постановлению главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N "О включении жилых помещений в число служебных", "адрес" закрытом военном городке "адрес"- N в число служебных жилых помещений не включен.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопреки утверждению в жалобе судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Суд правильно оценил представленные сторонами доказательства и применил нормы материального права.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1, 5 и 7 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Закона право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N1 к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию или структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладывается ряд документов.
Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеприведенные нормативные правовые актов прямо указывают на то, что для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях они должны обратиться с соответствующим заявлением исключительно в период прохождения военной службы, то есть до утраты ими статуса военнослужащих.
Аналогичные требования закреплены и в действующей на момент увольнения и исключения из списков личного состава части ФИО12 инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" утвержденной приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно материалам дела первый контракт о прохождении военной службы ФИО12 был заключен до ДД.ММ.ГГГГ, приказом ФИО2 Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N П ФИО1, проходивший военную службу в войсковой части 92918, был уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта, исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, общая продолжительность его военной службы составляет 20 лет и 10 мес.
Кроме того, из материалов дела также усматривается, что с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ФИО12 обратился в территориальное отделение ФИО2 только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по прошествии более 10 лет со дня утраты им статуса военнослужащего. При этом в заявлении указал, что ни он, ни члены его семьи не имеют жилья в собственности
Решением руководителя отделения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО12 отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с представлением документов, неподтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в связи с установлением факта наличия с 2003 года в собственности у сына заявителя квартире по адресу: "адрес", общей площадью 45,3 кв.м.
С учетом изложенного, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что законных оснований для принятия ФИО12, неявляющегося военнослужащим и несостоящего на жилищном учете в период военной службы, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, у должностного лица не имелось.
Приходя к такому выводу, суд верно учитывал, что ФИО12 не указано уважительных причин, не позволявших ему своевременно, то есть в период прохождения военной службы, обратиться в жилищный орган с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, а "адрес", в котором он проживает, согласно постановлению главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N "О включении жилых помещений в число служебных", в закрытом военном городке "адрес"- "адрес" в число служебных жилых помещений не включен, что не препятствует заявителю реализовать свое право на постоянное проживание в нем, оформив ранее предоставленную квартиру в установленном порядке.
Данное обстоятельство подтвердил ФИО12 в своем заявлении.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается автор в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Владимирского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Подписи
Верно:
Председательствующий ФИО11
Секретарь судебного заседания ФИО9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.