Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 02 июля 2015 г. по делу N 33А-1234/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО8,
судей: ФИО10 С.В.,
при секретаре ФИО6, с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому полковнику запаса ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилья.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО9 проходил военную службу по контракту в войсковой части N, общая продолжительность военной службы более 20 лет.
Приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО9 был уволен с военной службы по состоянию здоровья, а приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава части.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 на состав семьи 4 человека была предоставлена служебное трехкомнатная квартира по адресу: "адрес", которая в ДД.ММ.ГГГГ была передана ему для постоянного проживания.
В июне ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 расторг брак с бывшей супругой ФИО4, а в ДД.ММ.ГГГГ заключил брак со ФИО5 Бывшая супруга и дети заявителя остались проживать в ранее предоставленном жилье составом семьи 3 человека. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 снялся с регистрационного учета из ранее предоставленного жилья, а в ДД.ММ.ГГГГ его приняли на учет нуждающихся в жилье, в связи с чем извещением ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ ему на состав семьи 1 человек распределено жилое помещение по адресу: "адрес".
Однако решением ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО9 отказано в предоставлении указанного жилья для постоянного проживания и он был снят с жилищного учета.
Полагая свои права нарушенными, ФИО9 обратился в суд с заявлением, в котором просил незаконным решение ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ДЖО восстановить его с соответствующим составом семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Также ФИО9 просил суд взыскать в его пользу 300 рублей в счет уплаты государственной пошлины.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления ФИО9 отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы он указывает, что суд не учел того, что изначально квартира выделялась от Министерства обороны РФ как служебная, по служебному ордеру, закрепленная за академией на праве оперативного управления и лишь потом в соответствии решением органа военного управления данная квартира была переда в собственность "адрес".
Обращает внимание, что средства федерального бюджета для обеспечения его постоянным жилым помещение потрачены не были, так как постоянным жильем он был обеспечен за счет средств "адрес", т.е. муниципалитета, а с ДД.ММ.ГГГГ года жилое помещение передано по договору социального найма бывшей жене и другим членам семьи, на которых оформлен лицевой счет.
Считает, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от органа исполнительной власти, котором предусмотрена военная служба, жилым помещением и не может его сдать установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставлен жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статус военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ, так как определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N носит частный случай.
Полагает, что суд неправильно истолковал ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", распространив частный случай обеспечения жилыми помещения увольняемых военнослужащих при перемене места жительства на все иные возможные варианты жилищного обеспечения военнослужащих.
По мнению автора жалобы, суд должен был применить закон, подлежащий применению - ст. 53 ЖК РФ, так как даже если и будет доказана намеренность его действий, то по истечении пяти лет со дня их совершения он принимается на учет нуждающихся.
Отмечает, что он должен быть обеспечен жильем, так как имеет выслугу лет на военной службе более 35 лет; был уволен с военной службы по состоянию здоровья, у него и членов семьи отсутствуют жилые помещения для проживания.
Обращает внимание, что в ЖК РФ нет каких-либо норм, связанных с ограничением жилищных прав граждан в случае "повторности" их обращения о признании нуждающимися в получении жилых помещений, за исключением намеренного ухудшения жилищных условий, так как в данном деле подлежат применению именно нормы ЖК РФ, которые в силу приведенных выше положений имеют приоритет перед иными законодательными актами, в том числе перед нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В заключение автор жалобы указывает, что решения о постановке его в очередь в ДД.ММ.ГГГГ не существует и никогда не было, так как решение жилищной комиссии "данные изъяты" N о признании его нуждающимся в получении жилого помещения состоялось ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 9 лет после развода и 5 лет после снятия с регистрационного учета по адресу: "адрес", корпус 2, "адрес".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопреки утверждению в жалобе, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Пункт 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из положений п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным по установленным федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. При принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, подтверждающие право состоять на учете.
Предоставляя определенной категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
На основании части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма или выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно пункту 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны от 30 сентября 2010 года N1280 (далее - Инструкция), военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в"-"д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
В соответствии с пунктам 17 и 18 указанной Инструкции, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N к Инструкции.
С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Согласно материалам дела приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО9, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, уволен с таковой по состоянию здоровья, а приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава воинской части.
Из материалов дела также усматривается, что решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ заявителю изменена дата постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того в решении указано, что при обучении в академии ФИО9 на состав семьи 4 человека было предоставлено служебное жилое помещение - трехкомнатная квартира по адресу: "адрес", общей площадью 67 кв.м., которое в последующем передано ФИО9 и членам его семьи для постоянного проживания, что подтверждается копией ордера от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, из материалов дела видно, что в ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 расторг брак с бывшей супругой ФИО4, в ДД.ММ.ГГГГ года заключил брак со ФИО5 Бывшая супруга и дети заявителя остались проживать в ранее предоставленном жилье составом семьи 3 человека, а с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 4 человека (по указанному адресу был зарегистрирован внук заявителя) и лишь в ДД.ММ.ГГГГ заявитель добровольно снялся с регистрационного учета по названному адресу и выехал из предоставленного ему жилого помещения.
Также из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 распределено жилое помещение по адресу: "адрес", но решением заместителя директора ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 отказано в предоставлении распределенного жилого помещения и он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку ему уже было предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, где в настоящее время проживают его бывшие члены семьи. Уровень обеспеченности заявителя жильем на момент его предоставления более учетной нормы по "адрес".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку ФИО9, будучи обеспеченным в период прохождения военной службы жилым помещением по установленным нормам, предоставленное ему жилье не сдал, распорядившись им по своему усмотрению, то директор ДЖО пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель не вправе состоять на жилищном учете и не подлежит повторному обеспечению жильем, в связи с чем правильно отказал ФИО9 в удовлетворении заявления.
Вопреки мнению автора жалобы жилое помещение было предоставлено заявителю в период прохождения военной службы органом военного управления, а потому подлежало сдаче для последующего распределения другому военнослужащему.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Председательствующий ФИО8
Секретарь судебного заседания ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.