Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 26 февраля 2015 г. по делу N 33А-246/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО8
при секретаре ФИО6, с участием представителя заявителя ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе должностного лица на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 ФИО1 об оспаривании действий начальника 1-го отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел ЗРУЖО), связанных с нерассмотрением обращения.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил руководителю 1 отдела ЗРУЖО заявление, датированное ДД.ММ.ГГГГ, о постановке его в очередь для получения жилого помещения. Однако установленного действующим законодательством решения на указанное заявление не получил.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника 1 отдела ЗРУЖО, связанные с нерассмотрением его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на жилищный учет, в связи с чем обязать названного начальника рассмотреть его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на жилищный учет в порядке, установленном действующим законодательством.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил.
В апелляционной жалобе начальник 1 отдела ЗРУЖО, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы он указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и не применил нормы закона, подлежащие применению по данному делу.
Также отмечает, что согласно п. 1 Инструкции "О предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция) для признания военнослужащих - граждан РФ, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, имеющих в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых но договору социального найма, военнослужащий подает заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного органа, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости принятия решения о постановке на учет или об отказе в постановке на учет в отношении граждан считает ошибочным.
Обращает внимание, что приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в ВС РФ" определено, что в целях организации деятельности в ВС РФ по исполнению требований постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", а также Приказа Министра обороны РФ создан уполномоченный орган МО РФ - Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который и осуществляет свои полномочия через специализированные организации МО РФ, в том числе через ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ и его территориальные обособленные подразделения, в том числе 1-ый отдел.
По мнению автора жалобы, суд не учел, что пункт 2 Положения о ДЖО МО РФ, утвержденного приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что ДЖО предназначен для реализации права на жилище военнослужащими, гражданами уволенными с военной службы, и членами их семей, в установленном порядке, в связи с чем в случае наступления права на жилищное обеспечение после увольнения с военной службы оно должно реализовываться гражданами в общем порядке, установленным ЖК РФ и нормами жилищного законодательства субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В заключение полагает, что уполномоченные жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации принимать какие-либо решения по вопросам жилищного обеспечения вышеуказанной категории граждан не правомочны и в случае их обращения им должны разъясняться указанные положения действующего законодательства.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Вопреки утверждению в жалобе, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Согласно п. 1 Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются соответствующие документы.
В соответствии с п. 3, 5, 6 Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 ЖК РФ.
Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении N к настоящей Инструкции, с приложением расписки в получении документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, с указанием их перечня и даты получения.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение о принятии либо об отказе в принятии на жилищный учет должно быть принято уполномоченным органом, должно содержать мотивированный отказ и вручено военнослужащему под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к начальнику 1-го отдела ЗРУЖО с заявлением о принятии на жилищный учет, ДД.ММ.ГГГГ оно поступило в 1-й отдел, но ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо, без рассмотрения его установленным порядке, лишь сообщило заявителю об отсутствии оснований для постановки его на жилищный учет.
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что начальник 1-го отдела ЗРУЖО решения о принятии либо об отказе в принятии заявителя на жилищный учет в установленном порядке не принимал, в связи с чем суд обоснованно, для восстановления прав заявителя, обязал должностное лицо рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на жилищный учет в порядке, установленном Инструкцией.
Приходя к такому выводу, суд верно учитывал, что указание в письме начальника 1-го отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности постановки заявителя на жилищный учет не свидетельствует о принятии уполномоченным органом в установленном порядке решения об отказе в принятии заявителя на жилищный учет, поскольку такое письмо направлено заявителю в порядке рассмотрения его обращения, в то время как решение о принятии либо об отказе в принятии заявителя на жилищный учет должно быть принято в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается автор в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судья:
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда ФИО7
Секретарь судебного заседания ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.