Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 19 марта 2015 г. по делу N 33А-465/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего
ФИО3,
судей:
Богдашова Д.А. и ФИО6,
при секретаре ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Брянского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N майора ФИО1 об оспаривании действий руководителя федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) и начальника территориального отделения "адрес" федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - "адрес"), связанных с невыплатой вне очереди денежных средств на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу в войсковой части N и не уволен с военной службы, так как не обеспечен жилым помещением по установленным нормам. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 составом семьи пять человек (супруга, дочь, двое сыновей) принят на жилищный учет, ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением к начальнику Тамбовского отделения ЗРУЖО о перечислении ему, как военнослужащему, имеющему троих детей, жилищной субсидии вне очереди для улучшения своих жилищных условий, но названный начальник своим письменным сообщением от ДД.ММ.ГГГГ фактически отказал ФИО1 в реализации права на получение названной субсидии и направил его подордерное (жилищное) дело в адрес руководителя ЗРУЖО для принятия решения, но денежные средства на его счёт так и не поступили.
Полагая свои права нарушенными, так как указанными должностными лицами нарушено его право на обеспечение вне очереди жилищной субсидией, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия должностных лиц по невыплате жилищной субсидии вне очереди незаконными, в связи с чем обязать их выплатить ему жилищную субсидию вне очереди. Кроме того, просил суд обязать выплатить ему жилищную субсидию с учётом срока задержки и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также вернуть ему уплаченную государственную пошлину.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил частично.
Суд признал незаконным бездействие руководителя ЗРУЖО и Тамбовского отделения ЗРУЖО, связанное невыплатой ФИО1 денежных средств на приобретение жилого помещения вне очереди и обязал этих руководителей принять все необходимые меры для выплаты ФИО1 денежных средств на приобретение жилого помещения вне очереди. Кроме того, суд взыскал с ЗРУЖО в пользу ФИО1 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 150 рублей.
В удовлетворении заявления в остальной части и судебных расходов на большую сумму, суд ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1, выражая несогласие с решением суда в части отказа в требовании о выплате ему жилищной субсидии с учетом ставки рефинансирования, просит его в этой части отменить.
В обоснование жалобы он указывает, что судом не был учтен тот факт, что он состоит на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ, но в начале ноября его сослуживцам, которые внеочередником не являлись, были выданы денежные средства на приобретение жилья.
Обращает внимание, что им получен ответ о том, что он внеочередником не является и получит денежные средства в порядке общей очереди.
Считает, что суд необоснованно согласился с позицией ответчика о том, что не имеет полномочий распоряжаться денежными средствами, предназначенными для выплаты военнослужащим жилищных субсидий и процентов, а наделено такими полномочиями федеральное казённое учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес"" (далее - УФО).
Ссылаясь на приказ министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, отмечает, что он просил произвести выплату жилищной субсидии уполномоченный орган, а не УФО, так как оно является всего лишь передаточным звеном, решений не принимает и ничем не распоряжается.
В заключение автор жалобы указывает, что именно ответчик принимает решение кому, когда и сколько перечислить денег, соответственно суд мог и должен был обязать ответчика начислить (выплатить) сумму с учетом процентов за задержку в выплате из имеющихся лимитов, так как суд признал его право на своевременное получение жилищной субсидии.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 17 статьи 15 этого же Федерального закона установлено, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трёх и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
В соответствии с п. 4 и 7 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы", утверждённого приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" (далее - Порядка) для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее -уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счёта и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счёта, подписанное ими и всеми членами их семей. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением необходимых документов, в течение трёх рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в закреплённое за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
Согласно материалам дела ФИО1 первый контракт о прохождении военной службы заключил до ДД.ММ.ГГГГ и в составе его семьи трое детей.
Из материалов дела также видно, что в Перечне военнослужащих, изъявивших желание на получение жилищной субсидии ФИО1 значится под N. Всего в данном перечне присутствует N позиций с числящимися в них военнослужащими, но кто из этих очередников имеет право на внеочередное предоставление жилищной субсидии установить не возможно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на должностных лиц обязанность по выплате ФИО1 вне очереди денежных средств на приобретение жилого помещения.
Вместе с тем, вопреки мнению автора жалобы, гарнизонный военный суд правильно отказал ФИО1 в его требовании по выплате этих денежных средств с учетом ставки рефинансирования, поскольку действующее законодательство по порядку прохождения военной службы не содержит нормы, устанавливающей ответственность сторон контракта о прохождении военной службы вследствие неисполнения денежных обязательств.
Более того, мнение автора жалобы о том, что кто-то из указанных должностных лиц пользовался его денежными средствами не основано на нормах права и материалами дела не подтверждается, поскольку заявителем не доказано, что денежные средства выделялись именно ему.
Кроме того, как верно указал в решении суд первой инстанции, в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" вышеназванные должные лица не наделены полномочиями по пользованию денежными средствами, предназначенных для выплаты военнослужащим жилищных субсидий.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается автор в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда ФИО6
Секретарь судебного заседания ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.